Глава 5
Проблемы сезонности в международном туризме
Всеобщей тенденцией и
одновременно серьезной проблемой в международном туризме является
сезонность, характеризующаяся резкими увеличениями туристских потоков летом
и спадами в зимние и особенно в осенне-весенние месяцы. На сезонность в
международном туризме оказывают влияние факторы как климатического, так и
социального плана.
Климатические факторы, прежде
всего, вызваны тем, что в большинстве районов земного шара погодные
условия, благоприятные для туризма и отдыха, по месяцам неодинаковы,
поэтому люди стремятся получить отпуска в наиболее комфортное по погоде
время года. В Европе и Северной Америке наиболее подходящим сезоном для
отдыха является лето. Однако иногда, особенно для тех, кто предпочитает
зимние виды спорта, подходят и зимние месяцы. В отдельных районах для
отдыха вполне подходят осень и весна. Тем не менее в летние месяцы
наблюдается интенсивность туристских потоков и снижение их зимой и в
межсезонье. Интересно и то, что в южном полушарии времена года противоположны
таковым в северном полушарии, но это пока еще мало влияет на сезонность в
международном туризме в целом.
Данное явление можно
объяснить тем, что на сезонность международного туризма оказывают большое
воздействие социальные и некоторые другие факторы.
С развитием международного
туризма, которое шло параллельно развитию транспортных средств, возможности
варьировать отпуск во времени и пространстве в значительной степени
возросли. Однако в силу инерции мышления и некоторой доли консерватизма
туристов, что в определенной мере базируется и на моде, увеличение
туристских потоков вне летнего сезона осуществлялось значительно медленнее,
чем позволяло развитие туристской инфраструктуры, в том числе и транспорта,
и зимних курортов. Определенную роль в сезонности туризма играет и то, что
многие мелкие и средние промышленные предприятия и учреждения на протяжении
длительного времени выработали определенный режим работы, который
предусматривает уход в отпуск большинства рабочих и служащих в летний
период.
«Сезоном» для того или иного
туристского района принято считать период года, когда ежемесячное
количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В
случае существования двух сезонов (например, летнего и зимнего) между ними
протекают «межсезонные периоды». При наиболее высоком в году заезде
пользуются термином «горячий сезон»; период почти полного отсутствия
туристов, что для многих районов объясняется исключительно неблагоприятными
погодными условиями, принято называть «мертвым сезоном».
Четкие явления сезонности
туризма в настоящее время выявлены практически во всех европейских странах.
Так, в Испании число туристских прибытий достигает пика в августе 22% общего годового числа посетителей. В
целом в Европе свыше 50% всех посещений туристов приходится на летние
месяцы.
Явление сезонности в
международном туризме подтверждается не только данными посещения
«классических» для туризма стран и районов, но и распределением по месяцам
числа убытий из стран «экспортеров»
туристов. Так, если в ноябре - декабре - январе из ФРГ за рубеж выезжает
только 5% общего числа туристов в году, то в августе - 30%. В целом в
странах Западной Европы в течение двух летних месяцев (июль и август)
путешествует до 50% общегодового числа туристов. В южном полушарии наплыв
туристов приходится на зимние месяцы (декабрь февраль).
Уровень сезонности не во всех
странах мира одинаков. Как правило, в странах, где годовые колебания
температур и других элементов климата невелики, сезонность туризма
проявляется меньше. Так круглогодичный туристский сезон имеют Египет,
Тунис, Марокко, ОАЭ, Израиль и т.д. Разница прибытий по месяцам в эти
страны невелика, однако лето является основным сезоном, что можно объяснить
преобладанием летних отпусков у посетителей из Европы.
Сезонность порождает
серьезные проблемы в обслуживании туристов. В «горячий» сезон могут
возникнуть трудности с транспортом, размещением, организацией питания,
экскурсий для многочисленных туристов. В разгар летнего сезона из Парижа по
железным дорогам выезжает свыше 250 тыс. человек в день, тогда как с ноября
по февраль не более 3540 тыс.
К негативным последствиям
сезонности можно отнести и тот факт, что в течение большей части года
основная масса мест в гостиницах на курортах Европы практически остается
невостребованной.
Для привлечения туристов вне
сезона или для развития еще одного сезона
зимнего туристские фирмы вынуждены проводить гибкую ценовую
политику, снижать цены на размещение и транспортные услуги, большие
средства вкладывать в рекламу зимних путешествий.
Расширению туристского сезона
способствует и активизация делового туризма, выражающаяся в проведении
международных выставок, конференций, симпозиумов и т.д. Как правило, все
эти мероприятия проводятся зимой, весной или осенью.
Развитие таких зимних курортов,
как Альпы в Австрии и Швейцарии, Татры в Польше и т.д. также способствует
расширению туристского сезона.
|