Экскурсионная методика.Экскурсия по Санкт-Питербургу
ВВЕДЕНИЕ.
Экскурсионная методика это наука о способах и приемах проведения экскурсий. В ряде экскурсионных учреждений сфера деятельности экскурсионной методики рассматривается лишь как сумма методических приемов. При подготовке экскурсии не учитываются требования и необходимость правильного соотношения трех основных частей - методики показа, методики рассказа, и эффективность ее проведения.
Главным для экскурсовода является понимание сути методики ,ее назначения и механизма действия при раскрытии темы экскурсии. Это понимание должно сочетаться с определенными знаниями и навыками, которые дают возможность приводить в действие механизмы методики.
Методика охватывает ряд проблем , связанных с разработкой новой темы экскурсии. Постоянное совершенствование экскурсионной методики является важной задачей организаций всех уровней. Необходимо участие экскурсоводов. Экскурсовод не должен ограничиваться ролью потребителя кем - то разработанной методики . Он должен быть ее создателем.
Объектом исследования курсовой работы является экскурсионная методика.
Предметом исследования курсовой работы являются основные составляющие экскурсионной методики .
Целью исследования - исследовать, проанализировать специфику экскурсионной методики и выявить пути совершенствования экскурсионной методики.
Поставленную цель можно реализовать через решение следующих задач:
- изучить сущность экскурсионной методики;
- выявить требования экскурсионной методики;
- исследовать пути совершенствования экскурсионной методики.
1 СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ.
1.1 Общая характеристика экскурсионной методики.
В педагогике методикой называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний ,а также систему приёмов обучения и воспитания молодёжи. Своё название методика получила от греческого слова «МЕТОД»,что в буквальном переводе означает «Путь к чему-либо».Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели ,а в более узком смысле представляет совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования ,которые служат основой для изучения многих наук. Частная методика ,исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности. Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии ,а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах:
- как основа профессионального мастерства экскурсоводов;
- как механизм, совершенствующий подачу материала;
- как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.
Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть ,запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же самую тему. Так происходит потому, что методика лектора основана на описаниях, сообщениях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объекта.
Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами,
на различных видах анализа, зрительных сравнений ,с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию ,которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий мир и место в нем человека.
Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения ,а также методических приемов ,при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы ,которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.
Экскурсионная методика является более сложной как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве случаев носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.
Что касается рассказа на экскурсии ,то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи - справку, беседу ,описание, объяснение ,комментирование.
Любая методика - это умение производить четкую работу с наиболее оптимальными правилами. На практике - это сумма определенных умений и навыков проводить работу : разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии ,закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
- для чего подготовлена и проводится экскурсия( цель, задачи);
- какие вопросы освещаются на экскурсии;
- как проводить экскурсию;
- как вызвать и сохранить внимание экскурсантов.
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных и связанных друг с другом частей:
-методики разработки новой для данного бюро темы;
-методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
-методики подготовки экскурсоводом к проведению очередной экскурсии;
-методики проведения экскурсии;
-методики послеэкскурсионной работы.
Наиболее глубоко разработана методика: проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа.
Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий( городской ,загородной, производственной ,музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией ,а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков).особенности определяются также видом экскурсии, её темой, составом группы.
1.2 Требования экскурсионной методики
Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору.
Экскурсионных объектов .Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные объекты для создания маршрута; нужно отказаться от объектов которые хотя и относятся к теме ,но расположены неудобно. Методика требует логической последовательности в показе объекта, выделения ,использование пауз между объектами. При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в продвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо ,например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.
Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание ,в другом чередование ,в третьем отсутствие обоих элементов.
Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает ,что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не нужно говорить на протяжении всей экскурсии. Методика исходит из того ,что во время переездов или переходов между объектами ,в минуты свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным ,сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это свободное время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей мере паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируются в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает при загородных экскурсиях.
Важную роль имеет правильное использование пауз .Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного.Такие обсуждения методически не оправданы, то есть они разрушают ткань экскурсии ,возбуждают аудиторию и снижают интерес к объектам.
Соблюдение правил методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить интерес на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии ,где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты кризиса внимания. Экскурсионная методика рекомендует в моменты когда внимание начинает ослабевать ,вводить новый объект показа.
Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы ,экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса ,то следует остановить движение для просмотра памятников.
Методика рекомендует и другие способы сохранения и восстановления внимания группы: прослушивание звукозаписи, показ слайдов ,использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов.
Важно добиваться чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используется вступительное слово экскурсовода.
Практика показывает ,что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интерес к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как экзотичность ,известность, познавательная ценность. Устойчивости внимания также способствует правильная последовательность показа объектов.
Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том ,что нередко рядом с объектом находится другой объект, не имеющий отношения к теме ,но имеющий более привлекательный вид ,в этом случае можно поступить по разному: - дать краткую справку о ненужном объекте;
- умолчать об объекте;
-так подойти к нужному объекту ,чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.
Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом, выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть направлены на распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля представляет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.
Методика проведения экскурсий - эмоциональность экскурсовода, его жесты ,мимика, расстановка группы у объекта, использования звукоусилительных устройств - все это должно быть направлено на преодоления уличного шума.
Важное требование экскурсионной методики состоит в том , чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности, необходим также определенный подбор логических переходов.
Поэтому методика требует правильной организации и использовании пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок между объектами.
С учетом требований методики строится рассказ на экскурсии ,его содержание, продолжительность ,форма, связь рассказа с показом.
Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:
- экскурсионный объект дошел до нашего времени в полной сохранности;
- экскурсионный объект не дошел до нашего времени в полной сохранности.
В первом случае рассказ начинают с описания события , раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют на реконструкцию объекта и только после излагают событие.
Задача рассказа подготовить экскурсантов к наблюдению объекта.
Методика учитывает способность объекта привлекать внимание .Продолжительность пояснений , справок ,цитат ,не должна быть более длительной , чем способность объекта своим внешним видом , своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.
На вопросы о соотношении показа и рассказа , об и их последовательности методика дает ответ :от показа к рассказу. Начинать следует с показа ,со зрительных или иных впечатлений и затем уже вводить рассказ. Однако то ,что показ опережает рассказ не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает подтему со словесных указаний - куда ,как и на какой объект смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует ,чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми объектами, то есть представлял собой зрительный мостик.
Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, но и от характера самого памятника. Если речь идет о памятнике ,расположенном на городской площади , то рассказ будет одной формы. Если это произведение изобразительного искусства, то другой. Первая часть рассказа такого рода - анализ картины, вторая - характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае ,какую бы форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным ,то есть связанным с главным элементом экскурсии - показом.
Несоблюдение требований методики приводят к такому недостатку в проведении экскурсии ,как лекционность.
Лекционность при раскрытии темы состоит в том ,что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов.
Еще одно понятие - не считать работу законченной после того, как определен методический прием .Задача методики показать пути наиболее лучшего применения этого приема.
Методика требует ,чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ним связано. Важную роль здесь играют эмоции. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства участников, вызывая радость, восхищение гордость, возмущение, гнев.
Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает не только рассказ ,но и показ таких предметов ,как пробитая осколком снаряда гимнастерка.
1.3 Пути совершенствования экскурсионной методики.
Экскурсионные учреждения России используют различные пути совершенствования и повышения качества методической работы:
Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистам и экскурсоводам, их обучение в высших учебных заведениях, на курсах ,участие в теоретических ,методических ,научно-практических конференциях, семинарах.
Второй путь - разработка такой методической документации, которая будет основой для высокого качества ведения экскурсий.
Третий путь -детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем дифференциации групп экскурсантов.
Четвертый путь - практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное использование рекомендованных приемов на маршрутах, в процессе конкретной экскурсии.
Пятый путь - четкая отработка техники ведения экскурсий.
Шестой путь - усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение основами таких наук ,как психология и ло
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ НА ПРИМЕРЕ ЭКСКУРСИИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА ПЕТЕРБУРГА»
2.1 Методические приемы показа в экскурсии «Исторические места Петербурга».
Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. Этот прием показа можно использовать у памятника Петра Первого.
Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения. Данный метод применим к началу осмотра Петропавловской крепости.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному. Этот метод идеально подходит для показа панорамы местности с башни Исаакиевского собора.
Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте. Метод можно применить к площади Декабристов. То есть восстановить события произошедшие в 1825 году на этой площади.
Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Этот метод можно применить при показе Дворцовой площади.
2.2 Методические приемы рассказа в экскурсии «Исторические места Питера».
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.
Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.
Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию. Прием применим к рассказу о всех объектах входящих в экскурсию.
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием можно использовать для рассказа о крейсере «Аврора».
Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и действующих в экскурсии лиц. Прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность. Этот прием применим для описания личности Петра Первого.
Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. Прием можно использовать к памятнику Петра Первого.
Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений. Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков. Этот прием используется при рассказе о Летнем Дворце Петра.
Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным. Этот прием можно применить для рассказа о Летнем Саде.
Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя. Прием рассказа используется для воссоздания событий происходивших на Дворцовой площади во время Гражданской войны, Штурм Зимнего Дворца.
Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Прием идеален для рассказа о Дворцовой площади.
Климатический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументации, затем более значительные и, наконец, самые интересные. Метод можно применить для рассказа о Исаакиевском Соборе.
Антиклиматический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с наиболее значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешней ознакомить их с менее интересным материалом. Прием используется для повествования о Зимнем Дворце.
Применяется прием контраста, когда фотография показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.
Важным резервом для повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность).
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность. Еще одно требование экскурсионной методики - не считать работу законченной после того, как определен методический прием. Задача методики - подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т.е. дать экскурсоводу «ключ» к использованию приема на практике.
Итак, исследовав сущность экскурсионной методики ,проанализировав требования к экскурсионной методики и выявив пути совершенствования, мы тем самым решили ряд поставленных задач и поставленную цель.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. / Кулаев К.В - М.: Турист, 2004. - 96 с.
2.Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. / Емельянов Б.В - М.: Турист, 2005. - 118 с.
3.Долженко Г.П. Экскурсионное дело. / Долженко Г.П - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с.
4.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. / Емельянов Б.В, - М.: Советский спорт 2000. - 224 с.
5. Веснин С .А. Санкт Петербург./ Веснин С .А. издание: «Питер» ,2005 год - 266с.
6. Бунятин Г.Г., Петербург за 3 дня./ Бунятин Г.Г., Путеводитель,2005 год - 312с.
7.Петров К.Л., Питер и его красоты /Петров К.Л., издание: « 6Рота»,2005 год.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение./ Емельянов Б.В. М.: спорт,2003 год - 216с.
9. Савина Н.В. Экскурсоведение : Учебное пособие. / Савина Н.В. М.: БГЭУ,
2004 - 335 с.
10.Емельянов Б.В. Экскурсоведение./ Емельянов Б.В. М.: «Спорт»,2007 год - 256с
ПРИЛОЖЕНИЕ А.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ПОДТЕМЫ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯДРО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» ЭКСКУРСИИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА ПЕТЕРБУРГА»
Вступление.
- Здравствуйте экскурсанты! Меня зовут Юлия Юрьевна. Сегодня я покажу вам место основания города Санкт Петербурга - Петропавловскую крепость.
Петербург - молодой город. Всего три века назад на территории, где в результате титанического труда нескольких поколений талантливых зодчих
И многих тысяч строителей выросла новая блестящая столица Российской империи, находились заболоченные леса и небольшие поселения.
Петропавловская крепость - историческое ядро Петербурга, один из уникальных историко-архитектурных ансамблей города, расположенный на Заячьем острове. Именно этот маленький остров Пётр Ι избрал местом новой цитадели, ставшей колыбелью города на Неве. Первые земляные фортификационные сооружения строились по планам самого царя и французского инженера Ж.-Г.Ламбера. С 1706 года начинается период строительства крепости. В 1779-1785 годах её стены облицевали гранитом .
Основная часть.
- Как вы можете заметить : крепость включает 6 бастионов,6 куртин и 6 ворот. Уникальным памятником архитектуры являются Петровские триумфальные ворота, возведённые в 1717-1718 годах по проекту архитектора Д. Трезини. Их украшает монументальный барельеф работы немецкого резчика К. Оснера, запечатлевшего Библейский сюжет «Низвержение Симона- волхва».В аллегорической форме барельеф прославляет победы Петра Ι над шведским королём Карлом XΙΙ.На главном фасаде Петровских ворот А 1720 году располагался двухглавый государственный орёл. Во второй половине девятнадцатого века его заменили гербом Российской империи. Отлитый из свинца герб имеет вес 1069 килограммов. Архитектурной доминантой крепости и города служит Петропавловский собор. Вскоре после закладки крепости,29 июня 1703 года была заложена деревянная крепость ,на месте которой в 1712-1732 архитектор Д.Трезини возвёл каменный собор, освещённый 27 июня 1732 года. Колокольня собора увенчана золочёным шпилем и фигурой летящего ангела с крестом в руке. Во внутреннем убранстве Петропавловского собора выделяется резной золочёный иконостас и надпрестольная сень, подаренная храму Петром Ι и Екатериной Ι .Центральная часть иконостаса представляет собой триумфальную арку, перекинутую над Царскими воротами и устремлённую в подкупольное пространство на высоту 20 метров. Достопримечательностью является также кафедра ,с которой произносились проповеди, и Царское место в виде небольшого обитого малиновым бархатом, помоста, где во время богослужения стоял император.
С начала XVΙΙΙ века собор служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Ещё при жизни Петра Ι здесь были похоронены его дети, умершие в младенчестве.10 марта 1725года здесь был похоронен основатель Петербурга Петр Великий. Гроб с его телом более 6 лет находился во временной мая 1731 года был предан земле. Ныне в главном крепостном храме помещается деревянной часовне, внутри строившегося Петропавловского собора ,и только 29 32 надгробия. 17 июля 1998 года в пределе Святой Екатерины Петропавловского собора состоялось захоронение праха последнего российского императора Николая ΙΙ и членов императорской семьи ,а также врача и трёх слуг, казнённых большевиками в 1918 году под Екатеринбургом.
Уже в первой половине XVΙΙΙ века Петропавловская крепость утратила своё оборонное значение. Рисуясь в панораме Петербурга выразительными силуэтами собора и бастионов, она вскоре приобрела двоякое значение .Являясь петербургским кремлём и пантеоном дома Романовых, к XΙX веку крепость постепенно превратилась в главную политическую тюрьму России .Мрачная слава «русской Бастилии» окружала Петропавловскую крепость вплоть до 1924 года, когда она стала музеем. Здесь можно осмотреть Петропавловский собор, Ботный домик и бывшую тюрьму в Трубецком бастионе.
Заключение.
- Петропавловская крепость не просто музей, она собирает на своей территории несколько исторических зданий которые были построены в различные временные отрезки . На территории крепости находится дирекция ,научные отделы и ряд экспозиций и выставок Санкт-Петербурга. С 1724 года в крепости размещается Монетный двор.
Город на Неве - родина отечественного ракетостроения. В 1932-1933 годах на территории Петропавловской крепости работала Газодинамическая лаборатория- первое в стране опытно-конструкторское бюро по проектированию ракетных двигателей. Этой интереснейшей странице отечественной науки посвящена развёрнутая в крепости экспозиция, рассказывающая об истории ракетостроения в нашей стране.
С мая 1993 года Петропавловская крепость является заповедником.
Каждый день ровно в полдень с Нарышкина бастиона Петропавловской Крепости раздаётся выстрел сигнальной пушки. Традиция полуденного выстрела установилась с1736 года .Только в ту далёкую пору сигнальная пушка находилась В Адмиралтействе ,а в крепости она стала стрелять с 1873 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА ПИТЕРБУРГА»
Наименование : Туристская фирма «Саквояж».
Утверждаю
___________
___________
Технологическая карта экскурсии
Название темы экскурсии: Исторические места Питербурга.
Продолжительность: 10 часов.
Протяженность(км): 50 км.
Авторы- разработчики: Бабаева Юлия Юрьевна.
Содержание экскурсии: историческая.
Маршрут экскурсии: Кронсверский проспект - улица Садовая - Адмиралтейский проспект - Невский проспект - Конногвардейский бульвар - Каменноостровский проспект.
Сезонность: май- сентябрь.
ПРИЛОЖЕНИЕ В. МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ.
Маршрут
|
Остановка
|
Объект показа
|
Время
|
Наименование подтемы
|
Организа- ционные указания
|
Методические указания
|
Заячий остров-Кронверский проспект. |
Заячий остров
|
Петропавловская крепость
|
90 мин.
|
1.Основа-ние Петербур-га. Историче-ское ядро
|
Автобус останавли- вается, группа выходит.
|
Используя приемы рассказа дать характеристику городу Петербур-гу.
|
Улица Садовая-Троицкая площадь.
|
Троицкая площадь.
|
Летний сад, Летний дворец Петра.
|
120 мин. |
2.Скульп- тура в парке. Интерьеры Дворца.
|
Автобус останавливается ,экскурсан ты выходят.Внимание на авторов скульптур.
|
Используя приёмы словесной и зрительной реконструкции восстано- вить прежний облик летнего сада.
|
Невский проспект-Дворцовая Площадь. |
Дворцовая Площадь. |
Эрмитаж,Александ-рийская колонна, Здание Главного штаба. |
250 мин. |
3. Центр Санкт-Петер- бурга. |
Обратить внимание экскурсантов на архетиктур-ные ансамбли. |
Приёмы зритель- ного сравне-ния. |
Адмиралтейский проспект- Площадь Декабристов. |
Площадь Декабристов |
Памят- ник Петру первому, площадь Декабристов. |
30 мин |
Медный Всад- ник |
Обра-тить внимание эскурсан- тов на автора памятни-ка. |
Расска-зать о Фальконе.О том как делался памятник и из чего. |
Коногвардейс-кий бульвар-Исаакиевская площадь.
|
Исаакиевс-кая площадь.
|
Исаакиевский собор.
|
60 мин
|
5.Центра-льный неф и главный иконос-тас.
|
Группа выходит из автобуса. Группа заходит в собор.
|
Расска-зать об архитектуре ансамбля, об иконах, об фресках.
|
Каменоостровский проспект-Петроградская набережная. |
Петроградская набережная. |
«Крейсер Аврора» |
60 мин |
6.Бое-вой корабль |
Группа выходит из автобуса на набереж-ную ,подходит к крейсеру |
Рассказ о сражениях Крей-сера. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ.
Петербург - молодой город. Всего три века назад на территории, где в результате титанического труда нескольких поколений талантливых зодчих
И многих тысяч строителей выросла новая блестящая столица Российской империи, находились заболоченные леса и небольшие поселения.
Петропавловская крепость - историческое ядро Петербурга, один из уникальных историко-архитектурных ансамблей города, расположенный на Заячьем острове. Именно этот маленький остров Пётр Ι избрал местом новой цитадели, ставшей колыбелью города на Неве. Первые земляные фортификационные сооружения строились по планам самого царя и французского инженера Ж.-Г.Ламбера. С 1706 года начинается период строительства крепости. В 1779-1785 годах её стены облицевали гранитом .
Крепость включает 6 бастионов,6 куртин и 6 ворот. Уникальным памятником архитектуры являются Петровские триумфальные ворота, возведённые в 1717-1718 годах по проекту архитектора Д. Трезини. Их украшает монументальный барельеф работы немецкого резчика К. Оснера, запечатлевшего Библейский сюжет «Низвержение Симона- волхва».В аллегорической форме барельеф прославляет победы Петра Ι над шведским королём Карлом XΙΙ.На главном фасаде Петровских ворот А 1720 году располагался двухглавый государственный орёл. Во второй половине девятнадцатого века его заменили гербом Российской империи. Отлитый из свинца герб имеет вес 1069 килограммов. Архитектурной доминантой крепости и города служит Петропавловский собор. Вскоре после закладки крепости,29 июня 1703 года была заложена деревянная крепость ,на месте которой в 1712-1732 архитектор Д.Трезини возвёл каменный собор, освещённый 27 июня 1732 года. Колокольня собора увенчана золочёным шпилем и фигурой летящего ангела с крестом в руке. Во внутреннем убранстве Петропавловского собора выделяется резной золочёный иконостас и надпрестольная сень, подаренная храму Петром Ι и Екатериной Ι .Центральная часть иконостаса представляет собой триумфальную арку, перекинутую над Царскими воротами и устремлённую в подкупольное пространство на высоту 20 метров. Достопримечательностью является также кафедра ,с которой произносились проповеди, и Царское место в виде небольшого обитого малиновым бархатом, помоста, где во время богослужения стоял император.
С начала XVΙΙΙ века собор служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Ещё при жизни Петра Ι здесь были похоронены его дети, умершие в младенчестве.10 марта 1725года здесь был похоронен основатель Петербурга Петр Великий. Гроб с его телом более 6 лет находился во временной деревянной часовне, внутри строившегося Петропавловского собора ,и только 29 мая 1731 года был предан земле. Ныне в главном крепостном храме помещается 32 надгробия. 17 июля 1998 года в пределе Святой Екатерины Петропавловского собора состоялось захоронение праха последнего российского императора Николая ΙΙ и членов императорской семьи ,а также врача и трёх слуг, казнённых большевиками в 1918 году под Екатеринбургом.
Николая ΙΙ и членов императорской семьи ,а также врача и трёх слуг, казнённых большевиками в 1918 году под Екатеринбургом.
Уже в первой половине XVΙΙΙ века Петропавловская крепость утратила своё оборонное значение. Рисуясь в панораме Петербурга выразительными силуэтами собора и бастионов, она вскоре приобрела двоякое значение .Являясь
петербургским кремлём и пантеоном дома Романовых, к XΙX веку крепость постепенно превратилась в главную политическую тюрьму России .Мрачная слава «русской Бастилии» окружала Петропавловскую крепость вплоть до 1924 года, когда она стала музеем. Здесь можно осмотреть Петропавловский собор, Ботный домик и бывшую тюрьму в Трубецком бастионе.
На территории крепости находится дирекция ,научные отделы и ряд экспозиций и выставок Санкт-Петербурга. С 1724 года в крепости размещается Монетный двор.
Город на Неве- родина отечественного ракетостроения. В 1932-1933 годах на территории Петропавловской крепости работала Газодинамическая лаборатория- первое в стране опытно-конструкторское бюро по проектированию ракетных двигателей. Этой интереснейшей странице отечественной науки посвящена развёрнутая в крепости экпозиция, рассказывающая об истории ракетостроения в нашей стране.
С мая 1993 года Петропавловская крепость является заповедником.
Каждый день ровно в полдень с Нарышкина бастиона Петропавловской Крепости раздаётся выстрел сигнальной пушки. Традиция полуденного выстрела установилась с1736 года .Только в ту далёкую пору сигнальная пушка находилась В Адмиралтействе ,а в крепости она стала стрелять с 1873 года
ПИЛОЖЕНИЕ Д. «ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА» ПО ТЕМЕ ЭКСКУРСИИ.
Рисунок №1. Петропавловская крепость.
Рисунок № 2. Летний Домик Петра.
Рисунок № 3. Александрийский Маяк.
Рисунок № 4. Эрмитаж.
Рисунок № 5. Здание Главного Штаба и Александрийский маяк.
Рисунок № 6. Памятник Петру Первому.
Рисунок № 7. Исаакиевский Собор.
Рисунок № 8 . Крейсер «Аврора».ПРИЛОЖЕНИЕ Е. КАРТОЧКА ОБЪЕКТА.
1. Петропавловская Крепость.
2. Происхождение Санкт - Петербурга, 1706 год начало строительства.
3. Заячий остров г.Санкт-Петербург.
4. Архитектор Доменико Трезини, бастионы и куртины сложены из кирпича и камня. Их высота 10 - 12 метров, ширина - до 20 метров. Они состоят из двух стен: наружной (эскарповой) толщиной до 8 метров и внутренней (валганговой) толщиной 2 метра. Пространство между наружной и внутренней стенами в фасах бастионов (фасы - стороны бастиона, обращенные к неприятелю) засыпали песком, щебнем, землей.
5. Крепость находиться в полной сохранности, дата последней реставрации 2002 г.
6.Памятник охраняется и признан заповедником в 1993г.
7.Памятник используется в тематических и хронологических экскурсиях.
8. Дата составления карточки - 7.10.2008г., Бабаева Ю. Ю. , экскурсовод.