Россия – будущая Мекка аграрного туризма. Только еще сама и не подозревает об этом. Большинство россиян даже не знает, что есть такой вид отдыха. Еще меньше похвастается, что испробовали эти туристические услуги на себе. Многие, в прямом смысле, видели подобное только в кино.
Как ни странно, огромную роль в пропаганде экологического туризма сыграл российский кинематограф. Все смотрели ‘Особенности национальной...’? Знаменитый домик Кузьмича – это реально существующий и пользующийся популярностью экологический курорт. ‘Кордон Кузьмича’ – коттедж в районе Приморска на берегу Финского залива.
Впервые сельский туризм появился в Европе в 70-х годах. Экология крупных городов ухудшилась, жизнь ускорилась, как следствие, постоянные стрессы, усталось – горожан со страшной силой потянуло к корням: к традициям, к прелестям естественности и простоты. Престижные курорты на берегу моря, в горах – уже успели надоесть. От изменчивости и суеты современной жизни люди побежали в деревню, прятаться за постоянством патриархального быта. С тех пор экологический туризм только набирал обороты.
Австрия, Франция, Италия, Англия выступили основоположниками. По данным итальянского журнала ‘Оджи’, ежегодный оборот агротуризма в Италии составляет порядка 390 млн.евро. За ними потянулись Голландия, Швейцария, Ирландия, Греция, Португалия... Сравнительно недавно выгоды экологического туризма поняли и ‘приемные дети’ Европы – Польша, Болгария, Румыния. В Европе каждый год в такие туры ездит около 60 млн. человек.
Без сомнения, весь западный мир переживает сейчас бум экологического туризма. Ряд объективных факторов весьма способствует. Во-первых, это истинно семейный отдых. Основными клиентами крестьянских домов становятся семьи с детьми. Именно дети, думающие, что булки растут на деревьях, а молоко производят сразу в тетрапаках, открывают для себя много нового, получают массу интересных, ярких впечатлений. Во-вторых, привлекает дешивизна агротуров – от 10 до 20 долларов в сутки. В-третьих, приток горожан в деревню способствует улучшению инфраструктуры глубинки. Строятся новые дороги, дома, прокладываются современные коммуникации, появляются кафе и магазины – все то, без чего горожанин не может чувствовать себя нормально. Именно из-за повышения уровня сервиса многие эксперты, несмотря на сегодняшний расцвет, прогнозируют скорый упадок экотуризма в Европе. Урбанизация деревни погубит сельский туризм. Горожанин едет за новыми впечатлениям, за запахом сена и коровьего навоза, а находит однотипные домики, биотуалеты, декоративных свинок и бутафорских крестьян с фальшивыми улыбками – как с иллюстраций к стихотворениям Фета. Зачем труженнику села возделывать землю, если развлекать горожан легче и выгодней? Главное условие – естественность – уничтожено. Где найти ее в насквозь синтетическом западном мире? Другое дело, неизведанные и дикие просторы России.
Сельский туризм в Карелии, Ленинградской, Псковской, Вологодской областях развивается под особой поддержкой программы Евросоюза ТАСИС. Финансовую поддержку экотуризма в РФ оказывают Фонд Евразии (США) и Агентство международного развития США. Следует отметить, при непосредственном участии Фонда Сороса, печально известного своим бескорыстием. Тюменской областью заинтересовались итальянские предприниматели. Можно только восхищаться способностью иностранцев делать деньги даже из нашей неухоженной, запущенной и технологически отсталой деревни, благодаря именно этой неухоженности и запущенности. Естественность русской глубинки, первозданность, доходящая до дикости, способствует превращению ее в новый центр мирового экологического туризма. Уже скоро исполнится предсказание Остапа Ибрагимовича Бендера, предрекшего появление Нью-Васюков еще сто лет назад. Лишний раз поражаешься прозорливости классиков.
Между тем, экотуризм в настоящий момент не пользуется большой популярностью среди россиян. Подавляющее число отдыхающих считает, что 500-800 рублей в день за возможность поваляться на сеновале – слишком большая цена. Некоторые фирмы, занимающиеся агротуризмом, вынуждены вместе с коровами и курами разводить верблюдов, бизонов, страусов и даже перуанских лам. Чтобы хоть как-то привлечь людей. А это, согласитесь, не очень естественно.
Суперпрестижным у нас считаеся отдых на Багамах, Гавайях, Майорке и Кипре, на худой конец. В то время, когда весь мир уже устал от пафоса и приторной роскоши фешенебельных курортов. Аромат свежескошенной травы, бодрящая речная прохлада, таинственный сумрак леса, пение птиц и стрекотание кузнечиков – вот настоящее отдохновение для души и тела. Только наедине с природой можно почувствовать себя в безопасности и по-настоящему расслабиться.