В Стратегии управления национальными парками России понятие туризма в этих ООПТ было вынесено разработчиками за рамки контекста экологического просвещения, то есть туризм стал рассматриваться более широко — как одна из наиболее перспективных отраслей местной экономики, в устойчивом развитии которой заинтересованы различные стороны, а именно: ГУНП, органы власти и управления различных уровней, специализированные коммерческие структуры, а также местное население.
Такое понимание туризма предполагает необходимость более высокой координации действий по его развитию между вовлеченными в этот процесс сторонами с тем, чтобы максимально реализовать туристский потенциал территории и достичь благоприятного социально-экономического результата.
Национальный парк имеет возможность влиять на процессы развития туризма как отрасли через:
— создание условий для развития соответствующей инфраструктуры;
— профессиональный подход к формированию туристского предложения НП;
— гостеприимство и обеспечение высокого уровня обслуживания посетителей;
— активизацию предпринимательской активности местного населения,
построение партнерских отношений со специализированными коммерческими структурами, а также с местными и региональными органами власти и управления.
Поскольку развитие туризма и отдыха сопряжено с более интенсивным природопользованием, этот процесс потребует от НП более эффективного использования существующих правовых и иных механизмов регулирования данной деятельности.
Ниже приводится анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей регулируемого туризма и отдыха в НП с тем, чтобы шире раскрыть суть проблемы, определить цели и задачи НП в сфере туризма и отдыха, обосновать предлагаемую стратегию развития в этой области, а также направления и механизмы реализации этой стратегии.
Во ведении уже говорилось о прямой взаимосвязи между эффективностью охраны природы в национальном парке и благополучием населения, проживающего на его территории и близ его границ. Поэтому здесь под сильными сторонами мы подразумеваем те характеристики национального парка как учреждения, так и территории, которые дают ему определенные конкурентные преимущества в плане устойчивого развития.
Соответственно под слабыми сторонами мы подразумеваем те характеристики, которые препятствуют устойчивому развитию туризма.
При анализе возможностей учитываются внешние факторы, которые могут способствовать развитию туризма на территории, где имеется национальный парк.
В части угрозы даются прогнозы нежелательных последствий развития туризма и отдыха в результате возможного неблагоприятного влияния факторов внешней среды и с учетом текущего состояния туризма в НП.
Анализ внутренней среды системы НП и внешних факторов воздействия
Сильные стороны:
Наличие государственного учреждения НП дает территории определенные преимущества в плане устойчивого развития, так как существующие правовые механизмы регулирования туристской и иной хозяйственной деятельности на территории НП способствуют минимизации негативного воздействия туризма на окружающую среду, гарантируя тем самым неистощительное использование ресурсной базы туризма.
Хорошая изученность национальных парков в отношении биологического, ландшафтного и культурно-исторического разнообразия служит надежной основой для принятия решений при планировании, развитии и мониторинге туризма.
Турпродукт НП способствует диверсификации туристского предложения региона, формированию центров региональной индустрии туризма, а при наличии соответствующей инфраструктуры — развитию въездного туризма.
Национальные парки обладают штатом высококвалифицированных специалистов в сфере науки, охраны природы и экологического просвещения; их знания и опыт, несомненно, будут востребованы при формировании туров с посещением НП. Именно НП имеют доступ к информации об уникальных объектах территории и наблюдаемых на ней природных явлений, что представляет определенную ценность для туроператоров, работающих на рынках внутреннего и въездного туризма.
Отдельные НП имеют большой практический опыт в сфере планирования туризма, обслуживания туристов, а также непосредственно в сфере туроперейтинга. Накопленный опыт способствует тому, что у руководства НП появляется понимание специфики туристской отрасли и сложностей, связанных с развитием туризма в конкретном парке.
Национальные парки формируют такую составляющую имиджа территории, как ее экологичность. Этот фактор может быть использован при маркетинге территории, отдельных туров, товаров и услуг в сфере туризма, а также для повышения доходов местных производителей.
Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков в границах территорий НП, имеющих ограничения в их использовании в связи с установленным режимом охраны, могут быть предоставлены налоговые льготы в рамках законодательства страны и ее отдельных субъектов.
Инициативы, реализуемые через местные и региональные администрации, как правило, пользуются доверием и поддержкой общественности, местного населения и предпринимателей.
Высокий уровень безработицы при относительно высоком уровне образованности населения, проживающего в НП и их окрестностях, позволяет искать кадры для сферы обслуживания туризма на местах.
В границах некоторых национальных парков нередко имеются уникальные историко-культурные объекты регионального, федерального, а иногда и всемирного значения, уже действующие объекты туристской инфраструктуры, и т. д.
Слабые стороны:
Отсутствует механизм координации действий по развитию туризма между национальным парком, органами местного самоуправления и местными жителями, что прямо влияет на процессы планирования и управления.
Создание условий для регулируемого туризма и отдыха представляет собой комплексную задачу и требует высокого уровня менеджмента в данной сфере экономики.
Слабая нормативно-методическая база туризма и отдыха сказывается на эффективности управления в этой сфере, что создает проблемы при территориальном планировании зон туристского обслуживания, регулировании туристских потоков, выдаче лицензий, подписании договоров аренды, экологическом мониторинге и т. д.
Отсутствие или неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры на территориях национальных парков является одним из самых серьезных препятствий для развития туризма, так как многие парки оказываются неспособными адекватно контролировать их посещение туристами и отдыхающими. В целом туристская инфраструктура в национальных парках России исторически и географически распределена крайне неравномерно. Неудовлетворительным является как количество объектов инфраструктуры, так и их низкие потребительские качества, что делает национальные парки малопривлекательными и практически неконкурентоспособными по сравнению с национальными парками Европы, Америки и Африки.
Низкий уровень маркетинга при формировании тупродукта национального парка и соседних территорий.
Отсутствие договорной культуры снижает возможности НП регулировать туристскую деятельность и деятельность других хозяйствующих субъектов на своей территории, является серьезным препятствием при привлечении сюда профессиональных профильных коммерческих структур.
Как правило, на реализацию задач по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха в НП из государственного бюджета средства не выделяются. В то же время сегодня российские НП получают от туризма и рекреации сравнительно низкий доход, что ограничивает возможности парка развивать свою территорию (обустройство, информационную деятельность, экопросвещение и т. п.). Такие механизмы привлечения дополнительных средств и инвестиций, как сдача в аренду земельных участков, объектов, зданий и сооружений, концессия, фандрейзинг используются недостаточно эффективно.
Организационная и штатная структура национальных парков не способствует эффективной реализации задач по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха.
Существует дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере управления туризмом и рекреацией на ООПТ.
Как показывает наш практический опыт, местные администрации также достаточно неэффективно используют собственные ресурсы и возможности с целью создания условий для развития туризма: перспективного планирования территории, привлечения инвестиций, развития малого и среднего предпринимательства, формирования партнерства с частным бизнесом, привлечения общественности. Часто в структуре районных администраций отсутствуют подразделения или специалисты, отвечающие за туризм и рекреацию.
Слабая предпринимательская активность населения в сельской местности, отсутствие у населения стартового предпринимательского капитала тормозит развитие инфраструктуры туризма за счет местных ресурсов и возможностей.
Возможности:
Вклад туризма в дело охраны природы
Отдельные положительные результаты в сфере организации туризма и отдыха, которые мы наблюдаем сейчас в национальных парках, — целиком заслуга их администраций, понимания руководством тех возможностей, которые дает туризм делу охраны природы, а именно:
· природоохранная работа становится более широко известной как на национальном, так и на международном уровне;
· увеличивается общественная поддержка охраны природы;
· туризм способствует более четкому пониманию обществом сути охраны природы;
· концепция национальных парков и сохранения природы становится более приемлемой для общества, так как особый статус этих территорий не столь жестко ассоциируется с ограничениями;
· туризм способствует продвижению концепции национальных парков и популяризации их целей в обществе, повышает важность и нужность всех природоохранных учреждений в глазах общества;
· средства, выделяемые частным сектором, региональными и местными органами власти и управления, а также прочими донорами и спонсорами на развитие национального парка, снижают зависимость ГУНП от бюджетного финансирования в плане реализации задачи по регулированию туризма и отдыха;
· участие местного населения в организации туризма в НП способствует их признанию и поддержке на местах.
Прочие возможности
Большинство проблем, связанных с негативным воздействием туризма, в настоящее время может быть решено посредством использования существующих механизмов управления и реализации соответствующих мероприятий.
Использование средств Интернета позволяет при сравнительно небольших затратах выходить на внутренний и международный туристский рынок.
При наличии соответствующего туристского предложения можно получить техническую и финансовую поддержку в области маркетинга и продвижения от региональных и федеральных структур, отвечающих за развитие отрасли (региональные комитеты по туризму, Департамент туризма Минэкономразвития).
Растущая популярность природно-ориентированных видов туризма как въездного, так и внутреннего, делает возможным пошаговое его развитие с опорой на отдельные, не требующие больших капиталовложений виды (сельский зеленый туризм, приключенческий туризм, спортивное рыболовство), с акцентом на повышение качества туристских услуг и диверсифицированный турпродукт.
Чем выше туристский потенциал территории, тем выше стоимость ее ресурсов и инвестиционная привлекательность, и, соответственно, тем больше средства, которые могут быть получены от сдачи в аренду земельных участков и объектов, находящихся в государственной собственности. Это также способствует более высокой конкуренции среди предприятий индустрии туризма. Для национального парка это возможность более эффективно регулировать процесс развития туризма путем выбора более надежных и ответственных партнеров.
Национальные парки, формирующие туристский имидж региона и содействующие его устойчивому социально-экономическому развитию, имеют конкурентные преимущества перед другими бюджетными организациями при выделении дополнительных средств из федерального, регионального и местного бюджетов.
Деятельность НП, способствующая повышению жизненного уровня местного населения, улучшению качества его жизни, дает возможность получения статуса биосферного резервата, что повышает вероятность получения дополнительной финансовой, технической и консультационной помощи со стороны международных организаций.
Развитие туризма ведет к повышению мотивации к качественному труду со стороны специалистов и сотрудников НП, администраций и местных жителей (дополнительный источник дохода, возможность повышения квалификацию, расширение кругозора, более интересная работа, и т. д.).
Угрозы:
Большинство НП могут оказаться не готовыми к увеличивающемуся потоку туристов и отдыхающих. Это означает потерю контроля над ситуацией, серьезную угрозу окружающей среде, рост конфликтов с земле— и природопользователями, а также упущенные возможности дополнительного финансирования.
Реклама и маркетинг при отсутствии конкретного туристского предложения, а также отлаженной системы регулирования туристских потоков также могут привести к негативным последствиям.
Существует вероятность того, что как национальные парки, так и местные органы власти, не смогут эффективно регулировать негативное влияние туризма на окружающую среду через переэксплуатацию ресурсов, эстетически неграмотный дизайн зданий и сооружений, увеличение количества посетителей и, соответственно, загрязнения, увеличение уровня шума, противозаконное природопользование, снижение качества жизни местного населения и т. д.
Изменение внешней политики государства или действий федеральных, региональных или местных органов власти и управления в неблагоприятную для развития туризма сторону, угрозы терроризма, обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, природные бедствия, экономические кризисы при слабо диверсифицированном туристском предложении, и экономики в целом.
Районные администрации и муниципалитеты мало заинтересованы в развитии предпринимательской деятельности на своей территории, если только налоги от нее в местный бюджет невелики.
Перераспределение доходов, получаемых парками в результате туристской деятельности с целью финансирования других, чисто бюджетных ООПТ, а также сокращение бюджетного финансирования парков, получающих доходы от туристской деятельности, вызывают у коллектива НП сомнения в целесообразности такой работы.
Сокращение бюджетного финансирования НП может привести к тому, что национальные парки будут вынуждены заниматься организацией туризма и отдыха в ущерб другим целям и задачам.
Национальные парки могут попытаться монополизировать рынки, не допуская частный сектор к ведению бизнеса на своей территории. При этом паркам придется заниматься массой несвойственных и новых для них дел: строительством туристских объектов и созданием туристской инфраструктуры и их эксплуатацией, туроперейтингом и т. п. Это очень сильно повышает риски, связанные с данной хозяйственной деятельностью, причем в случае неудачи расплачиваться за это придется налогоплательщикам, то есть всему населению страны.
В России существует масса других живописных уголков, историко-культурных объектов, разнообразных ландшафтов, где природоохранные ограничения отсутствуют. Если местные органы власти и управления совместно с администрацией НП не будут активно работать над созданием благоприятного климата для инвестиций на подконтрольные им территории, инвесторы и турфирмы могут переориентироваться на участки, не имеющие природоохранных ограничений, что более привлекательно с точки зрения ведения бизнеса.
Несовершенство российского законодательства не способствует развитию туризма в национальных парках. Некоторые положения нового Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» местами не соответствуют нормам Закона «Об особо охраняемых природных территориях», что может затормозить формирование инфраструктуры туризма в национальных парках силами частного сектора и профессиональных туроператоров.
Въездной и внутренний туроперейтинг остается менее рентабельным, чем выездной. Как следствие — крайне небольшое количество региональных и местных туроператоров, работающих на прием и обладающих соответствующим профессиональным опытом и необходимыми финансами для разработки новых турпродуктов. Слабая конкуренция среди туроператоров влияет на цену и качество оказываемых ими услуг и затрудняет маркетинг и реализацию турпродуктов.
Тенденции развития туризма
Непрерывный рост
Современная индустрия туризма является одной из наиболее высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. С конца 1950-х гг. отмечается непрерывный рост туриндустрии. Буквально за 20 лет, прежде всего благодаря бурному развитию и совершенствованию всех видов транспорта, туризм превратился в ключевую отрасль мировой торговли. В последние 16 лет ежегодный рост отрасли составлял 9%, то есть ее объемы удваивались каждые 8 лет. По прогнозам агентства Евромониторинг, к 2006 г. количество туристов может достичь миллиарда человек.
Высокая доходность
Доходы от туризма в мировом экспорте товаров и услуг занимают второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов. Среднемировой уровень дохода от одной туристической поездки к 2000 г. составил 680 долларов США.
Источник пополнения местных бюджетов
Статистика свидетельствует, что около трети общих расходов туристов идет на питание и проживание, 25% — на покупку местных изделий, 15% забирают местные разъезды, на развлечения и прочие услуги идет не более 10% общих расходов. Турфирмы за свои услуги берут в общей сложности 10— 30% от стоимости тура. Таким образом, до 90% всех средств, потраченных туристами во время путешествия, как правило, остаются на местах.
новые рабочие места
На долю туриндустрии приходится 35% мировой торговли услугами. Туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения. Приблизительно каждый шестой человек прямо или косвенно занят в этой сфере. Для территории это означает создание новых рабочих мест и возможность дополнительной занятости. Развитие туризма в границах НП способствует диверсификации хозяйственной деятельности, предлагая местному населению и всему частному сектору разнообразные альтернативные возможности по развитию бизнеса.
Стойкость к неблагоприятной мировой конъюнктуре
На протяжении полувека отрасль демонстрирует удивительную стойкость по отношению к неблагоприятной мировой конъюнктуре, о чем свидетельствует ее стабильность в годы экономических кризисов. Спрос на туристические услуги если и падет, то несущественно, поскольку происходит переориентация на более дешевые виды отдыха (внутренний туризм, кемпинги и загородные дачи и т. п.).
Дальнейшая диверсификация туристского предложения
Туризм — исключительно разнообразная ресурсная база (природа, дикие животные, культура, история, археология, рекреация и т. п.). И хотя курортный отдых продолжает лидировать, наблюдается активный всплеск интереса к нетрадиционным видам туризма. Среди наиболее популярных специалисты выделяют природный туризм, приключенческий туризм, культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде), лечебный туризм, включающий разнообразные оздоровительные программы, клубный отдых (отпуска с заранее оплаченными услугами).
Мультипликационный эффект
Как сфера экономической деятельности туризм, с одной стороны, определяется спросом со стороны посетителей, а с другой стороны, он относится к товарам и услугам, которые производятся с целью удовлетворения этого спроса. Таким образом, туризм охватывает широкий диапазон различных видов деятельности, включая международный и внутренний транспорт, размещение, общественное питание, развлечения, шопинг (для личного потребления, а не для перепродажи в коммерческих целях), услуги туроператоров и турагентств. Таким образом, туризм — это комплексная индустрия, находящаяся на стыке различных отраслей мировой экономики. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на другие секторы местной экономики: сельское хозяйство, информационные технологии, торговлю, производство товаров народного потребления. Все это расширяет рынки сбыта для местных производителей товаров и услуг, что положительно отражается на уровне жизни местного населения. Туризм ускоряет социальные и культурные процессы, оживляет местную культурную жизнь, способствует возрождению местных культурных ценностей, развитию народного творчества, традиций, обычаев и ремесел.
Смещение в моделях потребления
Объяснение феноменального успеха туризма заключается в том, что в его основе лежит удовлетворение неизбывной человеческой потребности к познанию окружающего мира. Это познание посредством туризма стало возможным в последние десятилетия благодаря повышению во многих странах жизненного уровня населения, развитию транспорта и других технологий, в том числе информационных, а также благодаря процессам глобализации. Происходит смещение в моделях потребления — для многих туризм уже не роскошь, а естественная необходимость.
Необходимость государственной поддержки отрасли
Хотя частный сектор, безусловно, является двигателем туризма, государство играет важную роль в стимулировании данной отрасли. На федеральном уровне эта поддержка должна выражаться в координации туристской деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенствовании законодательной и налоговой системы, системы управления туризмом, продвижении страны как безопасного и «дружественного по отношению к туристу» направления. На местном уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских инициатив, создании благоприятного инвестиционного климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании, и т. д.
Тенденции развития туризма в России
Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут оказаться крайне выгодными.
Чтобы поднять убыточное гостиничное хозяйство, доставшееся нам в наследство от советских времен, требуются немалые капиталовложения, которые пока по силам лишь крупнейшим российским предприятиям ТЭКа, а также иностранным компаниям. В последнее время наблюдается повышение интереса государства и региональных органов власти к туризму как одной из перспективных отраслей экономики страны, в том числе и к таким вида туризма как природный туризм, агротуризм, спортивный туризм, для развития которых не требуются большие капиталовложения. Эти виды туризма приемлемы для национальных парков как неистощительные виды природопользования.
Необходимость диверсификации туристского предложения
В национальном парке «Йоркшир Дейлс» (Великобритания) на территории которого доходы частного сектора от туризма формировали около 2/3 местного бюджета, индустрия туризма была ориентирована главным образом на любителей пеших прогулок, приезжавших в парк из близлежащих мегаполисов. Остальную треть формировали доходы от сельского хозяйства, главным образом от животноводства. В результате вспышки ящура в 2001 г. на территории НП был введен карантин, а доступ на туристские тропы был закрыт. Поэтому эпидемия ударила как по сельскому хозяйству, так и по туристской индустрии. Территорию охватил социально-экономический кризис, от которого, несмотря на поддержку правительства страны, она так до сих пор и не смогла оправиться. Среди предприятий туриндустрии, которых не затронул кризис, доходы продолжали получать только те, которые были ориентированы на въездной туризм, а также на корпоративных клиентов.
Поскольку большинство проблем, связанных с развитием туризма в НП, относится к сфере менеджмента и, учитывая все благоприятные возможности, которые дает туризм делу охраны природы, наиболее оптимальной представляется стратегия, нацеленная на развития регулируемого туризма и отдыха в НП.
Анализ факторов внутреннего (характеристики НП как учреждения) и внешнего характера (характеристики НП как территории), препятствующих развитию туризма, показывает, что действия по его развитию должны быть направлены на укреплении слабых сторон и предупреждении угроз, с одной стороны, и на максимальном использовании сильных сторон и благоприятных возможностей, с другой стороны.
Мы видим следующие основные стратегические направления развития туризма в НП:
— широкое внедрение механизмов совместного со всеми заинтересованными сторонами управления туризмом на территории национального парка (с целью открытия доступа к новым ресурсам и возможностям, обеспечения учета интересов заинтересованных сторон, формированию комплексного подхода к решению проблем территории, достижения целей устойчивого развития);
— обеспечение прозрачности политики НП в сфере туризма и готовность к сотрудничеству;
— внедрение эффективной системы управления туристскими потоками на территории НП (прием посетителей, информационные услуги, экскурсионно-познавательная программа, контроль за числом посетителей и их поведением в природе, обеспечение правопорядка, обеспечение безопасности, предоставление услуг гидов-проводников, природоохранное благоустройство территории и т. д.);
— применение элементов маркетинга при территориальном и проектном планировании объектов и элементов обустройства в рекреационной зоне и зоне познавательного туризма, а также при разработке стратегии перспективного развития территории, формировании туристского предложения, организации обслуживания посетителей и т. п.;
— повышение рекреационной и инвестиционной привлекательности территории;
— пошаговое развитие туризма на территории НП с максимальной опорой на существующие ресурсы и возможности;
— кадровое обеспечение стратегии развития регулируемого туризма и отдыха;
— активизация предпринимательских инициатив в сфере туризма.
На федеральном уровне поддержка развития туризма может выражаться в следующих действиях:
1. Законодательная и государственная поддержка туризма. В этой связи представляется необходимым конкретизировать положения земельного законодательства в части арендных отношений как на землях, принадлежащих НП, так и включенных в его границы без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
2. Разработка нормативов (например, норм предельно допустимой антропогенной нагрузки, системы взимания платы за вход и услуги, оказываемые НП и предельные размеры этих платежей и т. д.), облегчающих организацию регулируемого туризма и отдыха.
3. Маркетинг и продвижение турпродуктов отдельных национальных парков и их групп на внутреннем и внешнем рынках. Стратегию продвижения системы национальных парков определяет соответствующий департамент Министерства природных ресурсов России.
4. Разработка системы подготовки и обучения персонала НП, отвечающего за организацию регулированного туризма и отдыха. Очень полезно предусмотреть в этой системе участие партнеров национальных парков на региональном уровне (чиновников, представителей общественности и других заинтересованных сторон) в программах обучения и повышения квалификации.
5. Разработка механизма, обеспечивающего узнаваемость национальных парков, их природоохранного и рекреационного назначения (механизма брендинга).