Туристское предприятие — это предприятие, осуществляющее производство туристских услуг, — гостиница, ресторан, спортивный комплекс, курортный комплекс и др.
Гостиницы — специализированные предприятия, предназначенные для размещения туристов.
Предприятия питания предназначены для приготовления и реализации пищи туристам.
Предприятия индустрии развлечений обеспечивают наличие совокупности явлений, от реализации которых зависит процесс развлечения. К подобного рода предприятиям относятся: О цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха и т.п.; О зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы и др.); предприятия, предоставляющие возможность занятия физической культурой, — искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы, манежи и проч., а также посещения спортивно-зрелищных мероприятий; о предприятия, предоставляющие возможность приобщения к культурным ценностям, — библиотеки, музеи, выставки, клубные учреждения и т.п.
Предприятия инфраструктуры — транспортные предприятия, предприятия бытового обслуживания.
Транспортное предприятие является важным субъектом процесса оказания туристской услуги, так как туристское путешествие всегда (или почти всегда) связано с пассажирскими перевозками. При этом не только туризм зависит от работы транспортных предприятий, но и их развитие в значительной степени зависит от интенсивности туризма, так как он является важной предпосылкой увеличения объемов пассажирских перевозок. Эта взаимосвязь особенно сильно проявляется в период массовых отпусков.
Наглядный пример значимости этого элемента для туризма дает Россия. Низкое качество дорог и всей транспортной инфраструктуры на современном этапе является серьезным препятствием для развития туризма. Множество мест, представляющих интерес для туристов, недоступно из-за слабого транспортного обеспечения. Решение транспортной проблемы будет способствовать развитию удаленных местностей, интересных для туристов в историческом и культурном плане, позволит сохранить расположенные там памятники и объекты национального достояния.
Однако данный аспект содержит и некоторую опасность для туристской местности: транспортные средства создают шум и загрязняют атмосферу.
Туристские организации
Туристская организация в системе менеджмента туризма занимает особое место: являясь неотъемлемым элементом системы управления туризмом, она взаимодействует и оказывает влияние на функционирование других элементов системы.
В современном менеджменте туристская организация рассматривается как:
- особый вид организационной структуры управления, который берет на себя функцию координатора в туристском регионе;
- посредническое звено в цепи производства и предоставления туристской услуги.
Туристские организации выполняют маркетинговые функции, носят кооперативный характер и имеют возможность организовывать работу как на государственном уровне, так и в частном порядке.
Деятельность туристской организации по планированию и разработке туристской политики способствует развитию туристского региона. Ее целью является создание выгодных условий для туризма и проведение мероприятий по стимулированию его развития в регионе.
Гостиницы — специализированные предприятия, предназначенные для размещения туристов.
Предприятия питания предназначены для приготовления и реализации пищи туристам.
Предприятия индустрии развлечений обеспечивают наличие совокупности явлений, от реализации которых зависит процесс развлечения. К подобного рода предприятиям относятся: О цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха и т.п.; О зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы и др.); предприятия, предоставляющие возможность занятия физической культурой, — искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы, манежи и проч., а также посещения спортивно-зрелищных мероприятий; о предприятия, предоставляющие возможность приобщения к культурным ценностям, — библиотеки, музеи, выставки, клубные учреждения и т.п.
Предприятия инфраструктуры — транспортные предприятия, предприятия бытового обслуживания.
Транспортное предприятие является важным субъектом процесса оказания туристской услуги, так как туристское путешествие всегда (или почти всегда) связано с пассажирскими перевозками. При этом не только туризм зависит от работы транспортных предприятий, но и их развитие в значительной степени зависит от интенсивности туризма, так как он является важной предпосылкой увеличения объемов пассажирских перевозок. Эта взаимосвязь особенно сильно проявляется в период массовых отпусков.
Наглядный пример значимости этого элемента для туризма дает Россия. Низкое качество дорог и всей транспортной инфраструктуры на современном этапе является серьезным препятствием для развития туризма. Множество мест, представляющих интерес для туристов, недоступно из-за слабого транспортного обеспечения. Решение транспортной проблемы будет способствовать развитию удаленных местностей, интересных для туристов в историческом и культурном плане, позволит сохранить расположенные там памятники и объекты национального достояния.
Однако данный аспект содержит и некоторую опасность для туристской местности: транспортные средства создают шум и загрязняют атмосферу.
Туристские организации
Туристская организация в системе менеджмента туризма занимает особое место: являясь неотъемлемым элементом системы управления туризмом, она взаимодействует и оказывает влияние на функционирование других элементов системы.
В современном менеджменте туристская организация рассматривается как:
- особый вид организационной структуры управления, который берет на себя функцию координатора в туристском регионе;
- посредническое звено в цепи производства и предоставления туристской услуги.
Туристские организации выполняют маркетинговые функции, носят кооперативный характер и имеют возможность организовывать работу как на государственном уровне, так и в частном порядке.
Деятельность туристской организации по планированию и разработке туристской политики способствует развитию туристского региона. Ее целью является создание выгодных условий для туризма и проведение мероприятий по стимулированию его развития в регионе.
Уровни управления туристскими организациями
Туристские организации представляют собой либо объединения частных хозяйственных структде либо государственные структуры, которые осуществляют свою деятельность на трех уровнях управления — национальном (федеральном), региональном и муниципальном (рис. 4.1). Особым видом туристской организации является рекламный центр, цель которого — привлечение в страну иностранных туристов (организует рекламные туры и другие рекламные акции). Туристские организации федерального уровня формируют национальную политику в сфере развития туризма и доводят ее до региональных и других организаций. Региональные организации осуществляют контроль за реализацией государственной политики, соблюдением прав туристов, сохранностью туристских достопримечательностей. Организации местного уровня занимаются производством и предоставлением туристских услуг. От их деятельности зависит пополнение бюджета инвестициями туристов. Членами туристских организаций становятся в основном гостиничные и торговые предприятия, а также лица и фирмы, заинтересованные в развитии туризма в своей местности.
Все три уровня управления взаимосвязаны. Туристская организация федерального уровня (Федеральное агентство по туризму) разрабатывает национальную туристскую политику. Если она поддерживается механизмами реализации и необходимым финансированием, ориентирована на сохранение и приумножение туристских мест, создание туристской инфраструктуры, то она станет залогом развития туристского региона. Кроме того, специальные комитеты производят независимые экспертизы, связанные с решением конкретных туристских проблем. Например, существуют комитеты, занимающиеся вопросами разрешения споров между турагентами и туристами; лицензионные комитеты оценивают соответствие качества предоставляемых туристских услуг установленному стандарту.
Региональные туристские организации, непосредственно контролирующие сохранение памятников культуры и экологическую обстановку, также способствуют созданию привлекательного облика туристского региона и соответственно увеличению числа туристов.
При этом, например, Федеральное агентство по туризму как субъект управления финансируется из средств государственного бюджета, а региональные организации функционируют благодаря членским взносам негосударственных туристских структур.
Негосударственные туристские организации на рынке туристских услуг представлены следующими разновидностями: - объединения туристских посредников (туроператоров и турагентств) — осуществляют разработку правил заключения сделок в туристской отрасли; защиту от монополий в отраслевой деятельности; устранение нелегальных методов работы (без лицензии); поддержку предприятий — членов объединения в правовых и налоговых вопросах; анализ деятельности предприятий и другие мероприятия, способствующие повышению эффективности предприятий; организацию обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов туристской индустрии; - негосударственные туристские организации гостиничного и ресторанного типа, предоставляющие туристам услуги размещения и питания, — объединяются в союзы с целью защиты своих интересов, аккумулирования ресурсов;
- негосударственные туристские организации на местном уровне — занимаются прежде всего представительством своих интересов на высшем уровне; защищают интересы малых туристских предприятий;
- рекламные организации — представляют местный туристский продукт на международном рынке туристских услуг и тем самым привлекают в страну внешних туристов. Это своего рода маркетинговые компании. Как правило, такие организации имеют собственные представительства в других странах.
Местные туристские предприятия полагают, что туристские объединения должны осуществлять: организацию информационного бюро для туристов, исследование рынка, ознакомление вышестоящего региона с проблемами туризма региона, консультации по вопросам туристского рынка, обучение и повышение квалификации персонала туристских предприятий, организацию системы бронирования мест в гостиницах, представительство интересов на вышестоящем уровне, общее участие в специализированных ярмарках.
Все три уровня управления взаимосвязаны. Туристская организация федерального уровня (Федеральное агентство по туризму) разрабатывает национальную туристскую политику. Если она поддерживается механизмами реализации и необходимым финансированием, ориентирована на сохранение и приумножение туристских мест, создание туристской инфраструктуры, то она станет залогом развития туристского региона. Кроме того, специальные комитеты производят независимые экспертизы, связанные с решением конкретных туристских проблем. Например, существуют комитеты, занимающиеся вопросами разрешения споров между турагентами и туристами; лицензионные комитеты оценивают соответствие качества предоставляемых туристских услуг установленному стандарту.
Региональные туристские организации, непосредственно контролирующие сохранение памятников культуры и экологическую обстановку, также способствуют созданию привлекательного облика туристского региона и соответственно увеличению числа туристов.
При этом, например, Федеральное агентство по туризму как субъект управления финансируется из средств государственного бюджета, а региональные организации функционируют благодаря членским взносам негосударственных туристских структур.
Негосударственные туристские организации на рынке туристских услуг представлены следующими разновидностями: - объединения туристских посредников (туроператоров и турагентств) — осуществляют разработку правил заключения сделок в туристской отрасли; защиту от монополий в отраслевой деятельности; устранение нелегальных методов работы (без лицензии); поддержку предприятий — членов объединения в правовых и налоговых вопросах; анализ деятельности предприятий и другие мероприятия, способствующие повышению эффективности предприятий; организацию обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов туристской индустрии; - негосударственные туристские организации гостиничного и ресторанного типа, предоставляющие туристам услуги размещения и питания, — объединяются в союзы с целью защиты своих интересов, аккумулирования ресурсов;
- негосударственные туристские организации на местном уровне — занимаются прежде всего представительством своих интересов на высшем уровне; защищают интересы малых туристских предприятий;
- рекламные организации — представляют местный туристский продукт на международном рынке туристских услуг и тем самым привлекают в страну внешних туристов. Это своего рода маркетинговые компании. Как правило, такие организации имеют собственные представительства в других странах.
Местные туристские предприятия полагают, что туристские объединения должны осуществлять: организацию информационного бюро для туристов, исследование рынка, ознакомление вышестоящего региона с проблемами туризма региона, консультации по вопросам туристского рынка, обучение и повышение квалификации персонала туристских предприятий, организацию системы бронирования мест в гостиницах, представительство интересов на вышестоящем уровне, общее участие в специализированных ярмарках.