Организации, занятые в сфере туризма, ведут свой бизнес, основываясь на Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N- 132-ФЗ). Совсем недавно Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ в него были внесены существенные изменения. Поправки вступают в силу с 1 июня 2007 года.
Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан России, иностранцев и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, религиозных и иных целях, без занятия коммерческой деятельностью в стране или месте временного пребывания (ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ).
Туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иной бизнес по организации путешествий.
Туризм может быть внутренним, международным, социальным и самодеятельным. Все эти понятия также раскрываются в Федеральном законе № 132-ФЗ.
Внутренний туризм - это временные путешествия и поездки в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в нашей стране.
Международный туризм в свою очередь подразделяют на выездной или въездной.
Выездной туризм - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. Соответственно, временные поездки и путешествия в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в нашей стране, называется туризм въездной.
Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
Туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно.
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Туристская индустрия - это совокупность гостиниц, транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения. А также организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Туроператорская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристского продукта юридическим лицом (туроператор). Добавим, что по новым правилам туроператорами могут быть только юридические лица. Раньше таким бизнесом могли заниматься и индивидуальные предприниматели.
Турагентская деятельность связана с продвижением и реализацией туристского продукта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагент).
Другими словами, в отличие от туроператоров турагенты продают уже готовый туристский продукт, но не формируют его, Обратите внимание: из новых определений исчезла оговорка о том, что деятельность туроператоров и турагентов лицензируется. Дело в том, что теперь специального разрешения на ведение этого вида бизнеса не требуется.
Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста.
Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).
Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» введены понятия «потребитель» и «исполнитель».
Под потребителем по новым правилам принято понимать заказчика туристского продукта, который имеет намерение заказать или уже заказал (пользуется) этим продуктом исключительно для личных, семейных и других нужд, которые не связаны с ведением предпринимательской деятельности.
Исполнителем считается туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта. Договор может быть заключен не только туроператором, но и от его имени. К исполнителям относят также и турагента, который действует на основании договора с туроператором. При этом турагент заключает с потребителем от своего имени, но по поручению и за счет туроператора договор о реализации туристского продукта.