МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РОССИИ
Культурно-образовательная деятельность как важный
элемент музейной коммуникации. Немного истории.
Музейная педагогика. Разработка образовательной
концепции музея. Музейная аудитория.
Формы культурно-образовательной деятельности.
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Понятие "культурно-образовательная деятельность" шире понятия "музейная педагогика", так как включает, по существу, все, что относится к организации и проведению многоаспектной работы с самой разнообразной музейной аудиторией. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х годов.
Как социокультурный институт музей всегда был ориентирован на контакты с публикой, но в разные эпохи представления об образовательной роли музея прежде всего были связаны с особенностями развития социума в тот или иной период. Лишь в конце XIX - начале XX вв. обществом в полной мере начинает осознаваться значение музеев в процессах просвещения, образования и воспитания. В это время наибольшее распространение для обозначения работы музеев с публикой получил термин "культурно-воспитательная работа". В этот период получают развитие экскурсии, лекции, которые мы теперь называем традиционными формами музейной работы. Начинает формироваться отечественная экскурсионная школа, получает широкое развитие экскурсионное дело. Наиболее четко продумывается и решается проблема взаимодействия со средними учебными заведениями - школами, гимназиями, училищами. Намечается "выход" на более широкую аудиторию.
В этом плане интересны впечатления К.А. Тимирязева, выступавшего с лекцией в Политехническом музее: "Вы встретите здесь толпу самую пеструю, какую могли бы себе представить где угодно, но уже никак не в аудитории. А между тем это факт: эта толпа в аудитории, она составляет аудиторию, внимательно, жадно ловящую слова не сказки, не потешного рассказа, а ставшего доступным ее пониманию научного вопроса. И факт этот невольно озадачивает вас при наглядном столкновении - до того мало возможен он казался еще двадцать, еще десять лет назад". Именно Политехнический музей с первых дней своего существования был ориентирован на работу с самой разнообразной аудиторией.
К 1910 г. относится выход сборника "Школьные экскурсии, их значение и организация", который, учитывая актуальность материала, был переиздан в 1921 г.
Со второй половины 1920-х гг. музей, в связи с общими тенденциями политизации и идеологизации, начинает рассматриваться как центр политпросвещения. На рубеже 1920-1930-х гг. появляется новый термин для обозначения взаимодействия музеев с аудиторией -"политико-просветительная работа", которая провозглашается приоритетным направлением музейной деятельности.
До середины двадцатых годов в содержание работы с посетителем включалось изучение мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. К тридцатым годам основное внимание уделялось пропаганде революционных завоеваний и достижений социалистического строительства. Согласно решениям IV съезда Политпросветов (1926), музейные экскурсии и лекции должны были строиться только на основе марксистско-ленинской методологии.
Основной задачей становилось внедрение этой государственной доктрины в общественное сознание, а главным критерием всей работы с посетителем - массовость охвата населения. И термин "политико-просветительная работа" дополняется словом "массовая". Эта терминология настолько прочно вошла в сознание музейных работников предшествующих поколений, что и по сей день понятие "массовая" часто употребляется для обозначения культурно-образовательной деятельности.
На рубеже 1950-х.-60-х гг. получает распространение термин "научно-просветительная работа", что объясняется прежде всего усилением внимания к музейному предмету как основе музейной деятельности, а также к научным исследованиям в этом направлении работы. Однако музей продолжает рассматриваться как идеологическое учреждение, о чем свидетельствуют постановления партии "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" 1964 г. и "Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев" 1982 г. Эффективность научно-просветительной работы продолжает оцениваться по количеству "обслуженных" посетителей, проведенных экскурсий и прочитанных лекций. Нормативы определяют органы управления музейным делом. И вплоть до сер. 1980-х
годов незыблемой остается задача показа достижений социалистического строительства, историко-революционная тематика, а после окончания Великой Отечественной войны одним из ведущих направлений тематики культурно-образовательной деятельности становится военно-патриотическая.
Между тем именно в этот период (1960-1980-е гг.) в работе с аудиторией наблюдаются значительные изменения не только в развитии новых (нетрадиционных) форм музейной работы: факультативов, абонементов, устных журналов, уроков мужества, фестивалей, праздников, клубов и др., но и в методических приемах экскурсионной работы. Экскурсия начинает рассматриваться как диалог, а экскурсант - как равноправный его участник. Вводится вопросно-ответная, игровая методика, применяется театрализация. Получают развитие цикловые формы работы с аудиторией.
Большое значение для развития экскурсионной деятельности имели исследования проблем классификации, содержания, организации и методики музейных экскурсий в середине 1970-х гг., предпринятые НИИ культуры и представленные в сборниках трудов института ("Основы экскурсионного дела"). Результаты трудоемкой исследовательской работы нашли преломление в практической работе музеев. Начинают возрождаться лучшие традиции отечественной экскурсионной школы.
Проявляется тенденция дифференцированного, гибкого подхода к различным категориям музейной аудитории - школьникам, студенчеству, взрослым посетителям, иностранным туристам, местным жителям и т.д. Способствовало развитию такого продуманного подхода к посетителю проведение комплексного социологического изучения посетителей музеев, которое нашло воплощение в серии трудов НИИ культуры ("Музей и посетитель"). С другой стороны, именно осознанная необходимость дифференцированно подходить к разным группам музейной аудитории стимулировала эти исследования. В результате масштабное изучение музейного зрителя сыграло значительную роль в разработке новых приемов, методик, используемых в практике музейной работы.
На рубеже 1980-х-1990-х гг. музей рассматривается как важный элемент развития человека, его творческого потенциала, формирования ценностных, нравственных, мировоззренческих ориентации, базирующихся прежде всего на эмоциональной сфере, что связано с общими социальными, культурными процессами, происходящими в стране и мире. Под призмой теории коммуникации переосмысливается модель музея, активно включающегося в жизнь общества. Складывается и новая образовательная концепция музея.
Все чаще употребляется термин "культурно-образовательная деятельность", что свидетельствует о новом этапе в развитии музеев и отношении общества к культурному наследию. Вместе с тем этот период характеризуется и более тесными контактами с международным музейным сообществом (ИКОМом), один из комитетов которого называется Международным комитетом по культурной и образовательной деятельности. Продолжают развиваться как традиционные, так и новые формы работы с посетителем, построенные на диалоговых формах и интерактивной методике. Проблематика культурно-образовательной деятельности постепенно уходит от догматической идеологизации отечественной истории, культуры, искусства, что меняет практически содержание всех ее форм, программ.
Развитие культурно-образовательной деятельности на современном этапе прежде всего связано с изменением социальной роли музея и повышением эффективности взаимодействия музея и общества. Музей становится культурным, образовательным центром практически для всей многоликой аудитории, что требует особого внимания к изучению музейного посетителя с целью адекватного ответа на его запросы. В ряде музеев проводятся социологические исследования, способствующие разработке таких программ, проектов, в которых заинтересованы посетители разного возраста, социального статуса, профессиональной ориентации. Новые информационные технологии находят применение в культурно-образовательной деятельности.
Приметой времени становится создание новых интеграционных структур - культурных, образовательных центров, создаваемых, как правило, на базе музеев и основанных на взаимодействии и сотрудничестве с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов. Главная их цель — образование человека культурой.
Значительное количество таких центров работает с детской аудиторией. Вместе с тем проявляется тенденция создания культурных музейных центров, ориентированных на взаимодействие со всем спектром музейной аудитории. Как у нас в стране, так и за рубежом начинает четко проявляться тенденция сотрудничества музеев со взрослой аудиторией, для которой музей становится образовательной, культурной и даже развлекательной площадкой.
Таким образом, культурно-образовательная деятельность музеев прошла долгий путь, каждый из этапов которого характеризуется особенностями того или иного исторического периода.
Музейная педагогика. Термин "музейная педагогика" получил в последние 1,5-2 десятилетия широкое распространение в среде отечественных музейных специалистов. Термин пришел к нам в 1970-е гг. из Германии, где его появление зафиксировано в начале 1930-х гг. Разработка понятия "музейная педагогика" восходит к началу 190 гг. и связана с деятельностью немецких музеев, спроецированной н работу со школами и участие в учебном процессе.
Представление о музее как образовательном институте зарождается в начале XX в. На конференции в Мангейме в 1913 г. А. Лихтварк, директор Гамбургской картинной галереи, подчеркнул в докладе, что "университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XX век присоединил новое высшее воспитательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала. Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума". Отметим, что похожие мысли высказывал Н.Ф. Федоров, полагавший, что музей должен быть открыт для всех, независимо от уровня образования, социального статуса. Придавая большое значение воспитательной роли музея, Н.Ф. Федоров считал, что "музей будет действовать душеобразовательно".
А. Лихтварк обосновал образовательное предназначение музея и роль посредника в процессе общения посетителя с экспозицией, предложив новый подход к посетителю как участнику диалога. Благодаря Г. Кершенштейнеру, в педагогической деятельности музеев было обращено большое внимание на построение самой экспозиции, а не только на формы, методы, приемы работы с посетителями. Иллюстрацией такого подхода явилась экспозиция Немецкого музея шедевров естествознания и техники г. Мюнхена, которая стимулировала активность посетителя при восприятии им музейного материала.
Непосредственно термин "музейная педагогика" впервые был употреблен в книге "Музей - образование - школа" (1931 г.), автором которой был Г. Фройденталь, много внимания в своей деятельности уделявший проблемам взаимодействия музея и школы. Им была разработана методика работы музея со школьниками, включавшая несколько этапов - подготовку к посещению музея, работу в музее и закрепление на уроке полученных знаний и впечатлений. Согласно взглядам Г.Фройденталя, значительную роль в музейно-педагогическом процессе играл школьный учитель. Как известно, проблема участия школьного педагога в музейном образовании остается актуальной и в наши дни. Закреплению термина "музейная педагогика" способствовало внимание к проблеме "музей и школа" в немецком музейном деле 1930-40-х гг.
Итак, появление термина" музейная педагогика" в 30-е гг. XX в. в Германии первоначально означало участие музея в учебном, воспитательном процессе школы, в создании образовательных программ для детей, то есть музейная педагогика была ориентирована на работу со школьниками.
Как далее развивалось понимание этого термина?
В послевоенные годы в ГДР музейная педагогика сначала трактовалась так же, как в 1930-е гг., то есть изучались и реализовывались возможности музея в образовательной работе со школьника ми, а в словосочетании "музейная педагогика" внимание акцентировалось на слове педагогика. Но постепенно музейные педагоги ГДР пришли к выводу, что для решения музейно-педагогических проблем необходима интеграция педагогики и музееведения.
Здесь большую роль сыграла деятельность "Рабочей группы музейной педагогики", созданной в 1963 году в Министерстве просвещения ГДР. Одним из ощутимых результатов деятельности группы явилось регулярное издание сборников "Школа и музей в единой образовательной системе ГДР", на страницах которых публиковался методический материал, также практическая работа музеев со школами. Издание сборников привлекало внимание специалистов образовательной системы, школьных учителей и музейных деятелей к проблемам взаимодействия музея и школы, и уже в работе "Музейная педагогика в ГДР", изданной в 1983 году, музейная педагогика определяется как "пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук".
Большое значение для разработки термина "музейная педагогика", учитывающего современные тенденции культурной, образовательной роли музеев, имела и деятельность музейно-педагогических центров ФРГ, при своем возникновении базировавшихся на многолетних традициях и опыте работы со школой довоенной Германии. Но когда эти центры включили и новые направления, развивавшиеся под влиянием теории музейной коммуникации, термином "музейная педагогика" в ФРГ стала называться новая научная дисциплина, рассматривающая проблемы музейной коммуникации. Согласно трактовке западногерманских специалистов, в поле зрения музейной педагогики должно быть создание комфортных условий для общения посетителей с культурным наследием, активизация их восприятия музейного материала, выявление и развитие творческих склонностей и способностей.
Большую роль в определении музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины сыграла дискуссия, в которой приняли участие и западногерманские музееведы (Р. Ромедер, А. Кунтц и др.). В процессе дискуссии (1970-е—1980-е гг.) рассматривались проблемы определения предмета музейной педагогики и понятийного аппарата. Итогом дискуссии стала более широкая трактовка термина в русле системы музейной коммуникации, осознании ее связи со всеми направлениями музейной работы - исследовательским, фондовым, экспозиционным и выставочным, а также рассмотрение музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины.
В нашей стране эта дефиниция появилась в 1970-е гг., и термин стали употреблять (и продолжают иногда и в настоящее время) в двух значениях - практической культурно-образовательной деятельности и научной дисциплины. Впервые на семинаре "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников" прозвучало предложение о необходимости разработки музейной педагогики, которая бы обеспечила научный подход к интерпретации музейных собраний с использованием методов педагогики и психологии.
Широкому применению понятия "музейная педагогика" в значительной степени способствовало выступление A.M. Разгона, хорошо знакомого с работами немецких музееведов и являющегося активным членом ИКОМа. На конференции "Музей и школа" (нач. 1980-х гг.) A.M. Разгон подчеркнул, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, "находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей".
Таким образом, выделение музейной педагогики в отдельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев с целью выявления приоритетов, тенденций, а также повышения ее качественного уровня с учетом развития музееведения, профильных дисциплин, социологии, педагогики, психологии и др.
По существу, музейная педагогика получила широкое развитие в отечественном музейном деле благодаря глубоким и многоаспектным разработкам в конце XIX- начале XX вв., которые нашли воплощение в трудах создателей российской экскурсионной школы (И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е. Райкова, Н.А. Гейнике, Б.Б. Кайгородова, В.А. Герда, А.Я. Закс и др.). Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, они обосновали теоретические и организационно-методические принципы экскурсионного дела, становящегося уже в этот период приоритетным направлением культурно-образовательно и деятельности. Ими же был разработан и экскурсионный метод.
Большое значение имели работы А.У. Зеленко, Ф.И. Шмита, Н.Д. Бартрама, М.С. Страхова и др., обосновавших образовательную роль педагогических, школьных, детских музеев в образовательном, воспитательном процессе. А система эстетического воспитания в художественных музеях, разработанная А.В. Бакушинским и поддержанная его последователями, широко используется и в настоящее время музейными специалистами.
Взгляды, разработки наших замечательных предшественников особенно актуальны сейчас, когда создается новая образовательная концепция, в которой идеи гуманизации и гуманитаризации образования, приобщения к мировой культуре, истории, общечеловеческим духовным ценностям, развиваются в русле музейной коммуникации. А современная музейная педагогика выходит на более широкое поле изучения и разработки методики, форм, приемов, предназначенных не только детской аудитории, но и всем другим категориям музейной аудитории, включая в орбиту своего внимания изучение этой многообразной аудитории.
Основные направления исследований в сфере музейной педагогики:
- разработка образовательной концепции музея;
- широкоаспектное изучение многообразной музейной аудитории;
- разработка долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов для конкретной музейной аудитории;
- создание и апробация новых музейно-педагогических технологий (методов, приемов) для разных категорий музейной аудитории;
- изучение и реализация форм взаимодействия с партнерами -учебными, исследовательскими, культурными, образовательными, производственными организациями и учреждениями и отдельными лицами (коллекционерами, художниками, ветеранами и др.);
- изучение традиционных и введение новых форм работы с аудиторией (экскурсий, лекций, клубных форм - кружков, факультативов, абонементов, фестивалей, фольклорных и этнографических праздников и др.);
- проблемы включения нематериального наследия в различные формы культур но-образовательной деятельности.
Таким образом, музейную педагогику можно определить как научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.
Разработка образовательной концепции музея становится нормой музейной жизни. Образовательная концепция музея разрабатывается в соответствии с общей концепцией музея с учетом особенностей развития всех направлений музейной деятельности.
Разработка образовательной концепции включает следующие направления:
- проведение исследовательской работы по изучению реальной и потенциальной музейной аудитории;
- выявление проблематики планируемых программ;
- определение этапности ввода новых образовательных, культурных программ, проектов;
- изучение возможностей сотрудничества как с отдельными организациями, так и с конкретными людьми в процессе подготовки и реализации программ, проектов.
Образовательная концепция, по существу, интегрирует всю структуру музейной работы, выявляет специфику каждого музея, которая определяется особенностями музейного собрания, системы экспозиций и выставок, кадрового состава, территориального расположения и структуры музея, исторического и современного развития региона, демографического состава населения. Учет всех перечисленных особенностей даст возможность разработки такой образовательной модели, которая сделает музей активным участником культурной, образовательной жизни региона.
Музеи все разные. Возникают новые направления в музейном строительстве, вызванные к жизни новыми подходами к роли культуры, культурного наследия в жизни общества. Поэтому нет и не может быть трафарета концепции, каждая отражает своеобразие музея, его неповторимость, самобытность.
В настоящее время в отечественном музейном деле разработан и создан целый ряд музейных концепций, включающих, как правило, образовательные (многие из них опубликованы). Следует подчеркнуть, что наиболее результативны с точки зрения реального использования их в жизни музеев те, которые базируются на уже проведенных исследованиях, касающихся особенностей исторического развития региона, фондовых собраний, предполагаемых экспозиций и выставок и, конечно, многоаспектного изучения всей музейной аудитории, включая и потенциальную.
Практически все разрабатываемые образовательные концепции ориентированы на активное, созидательное участие самой широкой музейной аудитории в формировании культурной среды региона. Эти тенденции получат развитие и в дальнейшем, чему будут способствовать уже сложившиеся традиции взаимодействия музеев с разными организациями, сообществами, отдельными личностями, а также привлечение в музей специалистов новых для музея направлений - сценаристов, дизайнеров, специалистов в области новых технологий и др.
В качестве примера рассмотрим одну из образовательных концепций, наиболее наглядно иллюстрирующую современные подходы к этому жанру музееведческой литературы, получающему все большую популярность в среде как теоретике в ^так и практиков музейного дела.
Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (ранее это был музей "Сибирская ссылка В.И. Ленина") в 1993 г. разработал новую концепцию развития, опираясь на имеющийся фонд богатых этнографических коллекций. В музейный комплекс, расположенный в п. Шушенском Красноярского края (место ссылки В.И. Ленина) входят 29 усадеб, составляющих сибирскую деревню конца XIX ~ начала XXвв., в составе которой только 3 дома непосредственно связаны с жизнью В.И. Ленина, и специально выстроенное музейное здание, включающее экспозиционные залы, конференц-зал, административные, технические службы и фондохранилище.
Одна из главных целей разработки концепции музея-заповедника - развитие в направлении экомузея. При разработке образовательной концепции на эту проблему было обращено особое внимание1. Как известно, основу экомузеев составляет взаимодействие с местными жителями, общественностью, территорией, где он расположен. Местное население принимает самое активное участие в работе музея: комплектовании фондов, выставочной работе, разных формах культурно-образовательной деятельности - фольклорных праздниках, студиях, мастерских и т.д.
Многие из высказанных известным музеологом Ж.-А. Ривьером мыслей об экомузее были творчески использованы при создании концепции музея-заповедника "Шушенское" и ее образовательного направления, в эпицентре внимания которого - местные жители. Предварительно был проведен анализ всей аудитории как реальных, так и потенциальных посетителей, включающий выявление социальных, профессиональных, возрастных, любительских интересов. В результате были выделены 4 группы музейных посетителей: 1. подрастающее поколение; 2. взрослые; 3. туристы; 4. случайные посетители. В концепции даны характеристики каждой из групп и определены задачи музея в работе с ними. Детальное изучение предполагаемой музейной аудитории сделало возможным выделить подгруппы внутри основных 4-х групп. Так, группа "Взрослые" представлена двумя подгруппами: трудоспособное население и пенсионеры, каждая из которых, в свою очередь, делится на категории. Трудоспособное население подразделяется на 9 категорий, а пенсионеры - на 10.
Дав такой детальный срез реальной и потенциальной аудитории, выявив интересы и предпочтения каждой из групп, создатели концепции определили задачи музея по отношению к этим категориям музей-
1 См. "Концепция развития Государственного историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское". Шушенское, 1993.
ных посетителей, которые должны реализовываться в программах, разрабатываемых музеем постепенно, по этапам. В концепции названы семь направлений: 1) программа эстетического воспитания подрастающего поколения, охватывающая дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ, а также педагогов школ и других учебных заведений; 2) программа экологического просвещения и воспитания населения; 3) музей и семья; 4) музей и пенсионеры; 5) милосердие; 6) программа возрождения традиционных ремесел; 7) музей и сельский житель. Кроме того, предполагается разработка программ, предназначенных студенчеству, туристам, частным коллекционерам. Большое внимание предполагается уделить разработке программы "Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" - экомузей".
Итак, образовательная концепция музея-заповедника "Шушенское" наглядно иллюстрирует современный взгляд на создание новой коммуникационной модели музея, основанной на взаимодействии, прежде всего, с местными жителями, вовлекаемыми в культурную жизнь своего района, непосредственными участниками и творцами которой они являются. Годы, прошедшие со времени публикации концепции, показали перспективность выбранных направлений, внесли корректировку в намеченные планы, убедили в целом в правильности намеченных задач и приоритетов. Несмотря на особенности рассматриваемой концепции, связанной со спецификой музея-заповедника" Шушенское", ее структура, аналитический подход, представленная проблематика программ могут быть использованы другими музеями, естественно, с учетом своих особенностей.
Музейная аудитория (см. также гл. 8 "Музейная социология").
Для динамичного развития образовательной деятельности музеев, направленной на разные группы музейных посетителей, необходимо изучение музейной аудитории с целью разработки специальной методики и содержания конкретных форм. Музейная аудитория может быть определена как совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем.
Различные типы музейной аудитории можно классифицировать на основе социально-демографических характеристик (социальная принадлежность, профессия, пол, возраст, образовательный уровень, место жительства). Другие классификационные характеристики разрабатываются на основе социально-психологических особенностей - установки, нормы, ценности, ожидания и т.д. Общепсихологические характеристики основываются на особенностях мотивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления. Характеризуют типы музейной аудитории различное восприятие музейной экспозиции, уровень общей и музейной культуры.
Изучение музейной аудитории является и в настоящее время одним из ключевых направлений музейной деятельности как в России, так и за рубежом, что находит воплощение в концепциях музеев, разработка которых получила широкое развитие в отечественном музееведении.
Например, во Франции государственным органом управления музеями страны (Дирекцией музеев Франции) разработан так называемый "культурный проект", предназначенный в обобщенном виде всем музеям страны независимо от ведомственной подчиненности и размеров музейного собрания. Одну из четырех главных позиций проекта составляют посетители музеев; отмечается, что работа с посетителями - еще мало изученная область музейной деятельности. Они представляют определенные социальные группы общества, о которых надо иметь точные сведения и продумать такие методы и приемы привлечения их в музеи, чтобы посещение музея было приятным и познавательным. Авторы проекта подчеркивают, что необходимо проявлять заботу не только о массовом, но и об одиночном посетителе, а работа на "количество" не должна заслонять "качество". В проекте отмечается важность переосмысления роли музеев в обществе: музей - место, где не только познают, но и отдыхают, развлекаются. А такой подход, естественно, расширяет возможности музеев в привлечении новых категорий посетителей, стремящихся получать в музее прежде всего удовольствие. Исследования зарубежных специалистов показали, что посетители музеев, так же, как и любители театров, приходят в музей как ради удовольствия, так и для приобретения знаний и что они не отделяют эти оба аспекта один от другого.
Значение изучения музейного посетителя понимали наши отечественные музейные деятели еще в 1920-30-е гг., отмеченные первыми социологическими исследованиями музейной аудитории, которые проводились в ряде крупных музеев страны: Государственном Историческом музее, Политехническом музее и др. Как правило, эти исследования имели конкретные цели изучения определенных групп посетителей, прежде всего школьной аудитории. Именно эти исследования послужили отправной точкой комплексного социологического изучения музейного посетителя, которое было предпринято после 40-летнего перерыва в 1970-е гг. и преследовало цель изучения аудитории краеведческих музеев России. Затем в 1980-е гг. было проведено исследование посетителей музеев-заповедников. Результаты изучения нашли преломление в практической работе музеев - изменении режима работы музея, разработке новой проблематики, введении новых методов и форм. Не случайно появление термина, который получает признание в среде музейных специалистов - edutainment - образование через развлечение (от английского education-образование, entertainment-развлечение). Это направление поддержали известные деятели Европейского музейного форума - М. Негри, В. Ван дер Вейден, К. Хадсон и др.
В настоящее время проблемой изучения музейной аудитории занимаются ряд музеев как отечественных, так и зарубежных. Однако всеохватывающего комплексного изучения музейных посетителей в России с начала 1980-х гг. не проводилось. Имеются отдельные исследования, ставящие конкретные практические цели, например, изучение экскурсионной деятельности музеев Кремля, школьников-экскурсантов музея-панорамы "Бородинская битва" и др.
Детская аудитория. Одной изприоритетных, групп музейных посетителей уже много десятилетий является разновозрастная детская аудитория, планомерная работа с которой проводится как в отечественных, так и зарубежных музеях. Детская аудитория включает разновозрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и до 16-17 лет - времени окончания школы. С самого начала развития детского музейного направления главное внимание было обращено на взаимодействие музеев со школой. И в настоящее время работа музеев со школой продолжает оставаться одним из ведущих направлений культурно-образовательной деятельности музеев.
Уже в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Каменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним, получают развитие "прогулки" школьников на мануфактуру, природу, в мастерские ремесленников. И даже в "Уставе народным училищам" (1786 г.) и в "Школьном уставе" (1804 г.) рекомендовались подобного рода школьные экскурсии.
Во второй половине XIX в. работа музеев со школой начинает принимать более четкие контуры. Под влиянием взглядов Н.Д. Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения, уже в программы отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ начинают включать посещение музеев, проведение экскурсий естественно-научных, культурно-исторических, литературных. Постепенно осуществляется переход к системе включения экскурсий в образовательный школьный процесс, чему способствовало и развитие культурно-просветительного направления музейной деятельности, начинающего складываться именно в этот период. Однако, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит еще стихийный характер.
Вместе с тем в первые десятилетия XX в. экскурсия как метод образования получает все большее развитие во взаимодействии музея и школы. Этому процессу способствует разработка экскурсионного метода известными представителями отечественной экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П. Анциферов, Б.Е. Кай-городов, В.А. Герд, А.В. Бакушинский, А.Я. Закс и др.), обоснование ими теоретических принципов и организационно-методических основ экскурсионного дела. Аналогичные процессы укрепления взаимодействия музеев и школ как образовательных учреждений наблюдаются и в ряде зарубежных стран, прежде всего в США и Германии.
В сборнике "Школьные экскурсии, их значение и организация", (1910 г., переизд. 1921 г.) читаем: "Гуманитарные экскурсии должны вводить учащихся в жизнь культурную человечества и сближать с людьми; они должны ставить своей конечной целью - изучение человека как продукт и в то же время творца изучаемой природной и общественной среды, в которой ему приходится жить".
Во второй половине 1980-х гг. изменения в политической, социальной жизни государства привели к расширению проблематики школьных экскурсий - вопросы человеческого бытия, краеведения, возникновения и развития религий, деятельность и жизнь известных государственных, политических деятелей, "забытых" писателей, ученых. В этот период разрабатываются методические основы школьных экскурсий, все большее внимание обращается на дошкольную и младшую школьную аудиторию. Начинает реализовываться дифференцированный подход к разновозрастной школьной аудитории.
В Российском институте культурологии организовывается семинар "Музей и дети" под руководством Е.Г. Вансловой, собирающий большую аудиторию музейных специалистов из разных территорий страны, работающих с дошкольной и младшей школьной аудиторией. На семинаре отрабатываются и обобщаются новые методические приемы взаимодействия на культурном пространстве музея с маленькими детьми-воспитанниками детских садов и учащимися начальных классов. Продумываются и новые организационные структуры взаимодействия с этой аудиторией. В эти же годы (и даже ранее, в начале 1970-х) в ряде европейских стран создаются специальные центры по работе с маленькими детьми.
Семинар "Музей и дети" существует уже 2 десятилетия и в настоящее время развивается под патронажем МИРОСа (Московского института развития образовательных систем), внося значительную лепту в разработку организационных, методических, содержательных основ взаимодействия музея со школьниками младшего возраста (а в будущем - и с другими возрастными категориями детской аудитории).
Переосмысление традиционно сложившихся контактов музеев со школой, когда музеи, по существу, "иллюстрировали" программы учебных школьных курсов, играя подчиненную школьным задачам роль, привело к осознанию значения музеев как самостоятельных образовательных центров, имеющих свою грань участия в образовательном, воспитательном процессе. И эта грань основывается прежде всего на эмоциональном восприятии первоисточника, представленного в музее. При этом, конечно, идет процесс познания.
Вводятся новые приемы и методы работы со школьной аудиторией, ориентированные на ее психологические, возрастные особенности. В программы включаются разные формы работы с детской аудиторией, но по-прежнему наиболее распространенной, апробированной временем является экскурсия, хотя и включающая новые методические приемы, соответствующие современным подходам, ориентированным на активацию посетителя. Школьные экскурсии, как и все другие формы взаимодействия с разновозрастной школьной аудиторией, развиваются под влиянием теории музейной коммуникации. Культурное пространство музея служит основой для диалоговых форм взаимодействия с аудиторией, вводятся новые методы вовлечения посетителя в мир культурного наследия. Все боль-
шее значение приобретает изучение и применение в музейной жизни лучшего отечественного опыта и достижений зарубежного музееведения. Музеи "выходят" на более глубокое взаимодействие с образовательной системой.
Вместе с тем изучение школьной аудитории у нас и за рубежом показало, что для разных возрастов целесообразна разработка не только определенной методики, но и форм работы. Например, пятнадцатилетнее исследование образовательной роли естественно-научного музея в г. Буффало (США) показало, что одна из главных проблем - сделать наиболее плодотворным пребывание школьника в музее, который он посещает в соответствии с программой только один раз в году. Исследователи пришли к выводу, что для подростков 5-6 классов оптимален метод экскурсий и карточек. Метод карточек предполагает, что каждый школьник перед началом экскурсии в музее получает карточку с вопросами, на которые должен ответить после окончания экскурсии. Цель такого метода - активизация индивидуальной работы школьников под руководством экскурсовода. Для детей этого возраста необходима также предварительная вводная беседа (лекция). Для детей 7-8 классов, как показало исследование, предпочтителен метод дискуссии. Основу его составляет общий вопрос для обсуждения, которое проводится после ознакомления с экспозицией.
Исследования убедили в необходимости подготовки учащихся к восприятию музейного материала, для чего педагог должен провести специальную работу в школе за несколько дней до посещения музея. В настоящее время в большинстве зарубежных и многих отечественных музеев подготовка школьников к посещению музея заложена в разрабатываемых для них музейных образовательных программах. Опыт Великобритании показывает, что возможно использование образовательного потенциала музеев при реализации учебных программ для школ, основанных на интеграции дисциплин. Формы музейной работы со школьниками основываются на традиционных экскурсиях и лекциях. При этом общая тенденция новых учебных программ - возрастание роли первоисточников, что находит преломление при выполнении письменных заданий.
Программы вариативны. Так, в региональные программы по этнографии включены разделы по тканям. В одних из них особое внимание обращено на изучение костюма как явления культуры, в других - на связь социальных, экономических, технологических факторов, влияющих на развитие моды. Тематика "Ткани и костюм" фигурирует в программах по искусству, дизайну, домашней экономике, социальной истории и антропологии.
В работе с детской аудиторией в России с 1980-х г. была сделана попытка разработки системного подхода, вошедшего в историю отечественной музейно-педагогической мысли как "музейный всеобуч" (под руководством Е.Г. Вансловой), включающий циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребенка, выявление его творческого потенциала. Хорошо известен опыт новозыбковских, сыктывкарских, ивановских, курских, омских, архангельских и других музеев, включившихся в реализацию "музейного всеобуча".
В настоящее время создается программа "Музей и культура", подготовительным этапом которой можно считать "Музейный всеобуч". Эта программа ставит цель разработать систему постоянных занятий с одной и той же детской аудиторией, которую представляют школьники младших классов. В разработке программы участвуют 10 музейных педагогов Москвы, каждый из которых создает свой авторский вариант программы на базе разработанного общего направления в зависимости от специальности (филологи, историки, искусствоведы, музыковеды и др.).