Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связана с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.
Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:
· методика разработки экскурсоводом новой для него, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении темы;
· методика разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;
· методика подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
· методика послеэкскурсионной работы.
Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.
К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.
В своей деятельности
работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями
экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам
подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости
учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются
требования к экскурсионному процессу в целом:
1) объединить подтемы экскурсии в единое, логически связанное целое;
2)
обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия
экскурсионного материала на экскурсантов;
3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до
начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии;
4)
правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа
в экскурсии;
5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических
документах;
6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.
В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.