В основе успеха работы любого предприятия лежит правильная организация управления, или менеджмент. В зависимости от характера операций и специализации экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела в туристско-экскурсионной фирме) ее управленческая структура принимает соответствующие формы.
На рынке туристских услуг функционируют 4 вида организаций (субъектов рынка):
- производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);
- посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);
- поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства и т. д.);
- торговые (турагентства, бюро реализации продукта и услуг и др.).
На рынке услуг туристско-экскурсионных организаций в чис¬том виде, т. е. выполняющих какую-то одну из пере-численных выше функций, почти не существует. Многие организации совмещают две или три функциональные роли по организации об¬служивания экскурсантов. Например, экскурсионная фирма не только создает продукт, но и при комплек-тации экскурсионных программ выполняет посреднические функции по отношению к поставщикам услуг (транспорт, питание и т. д.) или по отно¬шению к принимающей фирме или музею, а также сама занимается реализацией экскурсион-ных туров или отдельных услуг.
Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами.. В крупных туристско-экскурсионных организациях данные функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические.
В малых и средних организациях может функционировать один отдел - экскурсионно-методический - или эта дея-тельность осуществляется группой методистов.
Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, дея¬тельность которых направлена на создание и проведе-ние экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг. Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:
- внутренним активным (прием и обслуживание российских туристов и экскурсантов, а также местного населения);
- въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);
- внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные фирмы);
- выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслужи¬вание за пределы Российской Федерации).
В деятельности туристско-экскурсионных фирм наблюдаются существенные различия, которые обусловливаются их спе¬циализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и исполнителям услуг.
Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, которые являются исполните-лями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, точки питания и др.), и с тур-фирмами - поставщиками туристов и экскурсантов. Для принимающих турфирм также характерно предоставление тури-стско-экскурсионных услуг местным жителям.
Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для экскурсионного обслуживания на вы-ездных (загородных) маршрутах и хорошие связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими спе-циализированными предприятиями (музеями, театрально-зрелищными учреждениями и т. д.), обеспечивающими испол-нение услуг.
Экскурсионная деятельность — это деятельность по органи¬зации ознакомления туристов и экскурсантов с экскур-сионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии созда-ния экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.
Под организованной экскурсионной деятельностью понима¬ется предложение стандартизованной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.
Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музеев, транспортных, зрелищ-ных и других организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги (например, экскурсии), т. е. являются туроператорами.
Туроператор планирует и создает маршрут, программу и па¬кет услуг городских и загородных экскурсионных ту-ров для экскурсантов на групповой или индивидуальной основе.
Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей экскурсионных услуг (например, музеев, театров и т. д.) находят сбыт через турагентов или турагентские от¬делы (отделы реализации продукции, продаж).
На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсион-ной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся, в основном, пассив¬ным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой-партнером на взаимовы¬годных условиях. Экскурсионная фирма обычно одновременно является турагентом, привлекая к данной деятельности экскурсоводов, руководителей туристско-экскурсионных групп, пре¬подавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать и в качестве продавца экскур¬сионных услуг, разработанных другим туроператором, и может создавать собственный пакет туристско-экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.
Среди экскурсионных фирм может наблюдаться определен¬ная ориентация на тот или иной рыночный сегмент (экскурсии для школьников с целью расширения познаний по определен¬ным вопросам школьной программы; цикл экс-курсий на английском языке и т. д.). В то же время экскурсионные фирмы, стремясь расширить круг своих коммерческих операций с целью увеличения товарооборота, занимаются, как правило, не только формированием и продажей комплексных экскурсионных туров, программ и отдельных экскурсий, но и другими услугами (про¬дажей билетов на культурно-зрелищные мероприятия, путево¬дителей и др.).
На рынке туристских услуг функционируют 4 вида организаций (субъектов рынка):
- производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);
- посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);
- поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства и т. д.);
- торговые (турагентства, бюро реализации продукта и услуг и др.).
На рынке услуг туристско-экскурсионных организаций в чис¬том виде, т. е. выполняющих какую-то одну из пере-численных выше функций, почти не существует. Многие организации совмещают две или три функциональные роли по организации об¬служивания экскурсантов. Например, экскурсионная фирма не только создает продукт, но и при комплек-тации экскурсионных программ выполняет посреднические функции по отношению к поставщикам услуг (транспорт, питание и т. д.) или по отно¬шению к принимающей фирме или музею, а также сама занимается реализацией экскурсион-ных туров или отдельных услуг.
Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами.. В крупных туристско-экскурсионных организациях данные функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические.
В малых и средних организациях может функционировать один отдел - экскурсионно-методический - или эта дея-тельность осуществляется группой методистов.
Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, дея¬тельность которых направлена на создание и проведе-ние экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг. Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:
- внутренним активным (прием и обслуживание российских туристов и экскурсантов, а также местного населения);
- въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);
- внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные фирмы);
- выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслужи¬вание за пределы Российской Федерации).
В деятельности туристско-экскурсионных фирм наблюдаются существенные различия, которые обусловливаются их спе¬циализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и исполнителям услуг.
Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, которые являются исполните-лями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, точки питания и др.), и с тур-фирмами - поставщиками туристов и экскурсантов. Для принимающих турфирм также характерно предоставление тури-стско-экскурсионных услуг местным жителям.
Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для экскурсионного обслуживания на вы-ездных (загородных) маршрутах и хорошие связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими спе-циализированными предприятиями (музеями, театрально-зрелищными учреждениями и т. д.), обеспечивающими испол-нение услуг.
Экскурсионная деятельность — это деятельность по органи¬зации ознакомления туристов и экскурсантов с экскур-сионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии созда-ния экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.
Под организованной экскурсионной деятельностью понима¬ется предложение стандартизованной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.
Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музеев, транспортных, зрелищ-ных и других организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги (например, экскурсии), т. е. являются туроператорами.
Туроператор планирует и создает маршрут, программу и па¬кет услуг городских и загородных экскурсионных ту-ров для экскурсантов на групповой или индивидуальной основе.
Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей экскурсионных услуг (например, музеев, театров и т. д.) находят сбыт через турагентов или турагентские от¬делы (отделы реализации продукции, продаж).
На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсион-ной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся, в основном, пассив¬ным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой-партнером на взаимовы¬годных условиях. Экскурсионная фирма обычно одновременно является турагентом, привлекая к данной деятельности экскурсоводов, руководителей туристско-экскурсионных групп, пре¬подавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать и в качестве продавца экскур¬сионных услуг, разработанных другим туроператором, и может создавать собственный пакет туристско-экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.
Среди экскурсионных фирм может наблюдаться определен¬ная ориентация на тот или иной рыночный сегмент (экскурсии для школьников с целью расширения познаний по определен¬ным вопросам школьной программы; цикл экс-курсий на английском языке и т. д.). В то же время экскурсионные фирмы, стремясь расширить круг своих коммерческих операций с целью увеличения товарооборота, занимаются, как правило, не только формированием и продажей комплексных экскурсионных туров, программ и отдельных экскурсий, но и другими услугами (про¬дажей билетов на культурно-зрелищные мероприятия, путево¬дителей и др.).