От обзора развития искусства экспозиции на международных выставках и ярмарках переходим к рассмотрению практических вопросов проектирования экспозиции, рационального использования арсенала современных приемов и технических средств. Эти приемы и средства, конечно, зависят от масштаба выставки, но должны учитываться при проектировании любой экспозиции.
Прежде всего нужно определить тему выставки с учетом ее цели. Устроители должны быть уверены, что именно выставка, а не фильм, альбом, публикация, конференция или иное средство информации, является оптимальным средством достижения намеченной цели. Устроитель должен определить для себя средства раскрытия намеченной темы.
Задача выбора необходимых художественных средств в рамках заданных экономических возможностей для доведения темы до посетителя лежит на художнике - проектанте экспозиции.
Первым этапом его работы является изучение темы, глубокое проникновение в нее, выявление главных, «ударных» моментов экспозиции. Рабочим методом на этом этапе является изучение литературы, материалов выставок на аналогичные темы, осмотр отобранных устроителями экспонатов. При проектировании торгово-промышленных выставок имеет большое значение творческий контакт художника-проектанта со специалистами по рекламе экспонатов. Нужно учитывать и уровень подготовки предполагаемых посетителей по намеченной теме выставки, знать те входящие в тему вопросы, которые вызывают повышенный интерес. Встречи с устроителями и специалистами по теме позволяют правильно расставить акценты в экспозиции. Осмысливание всех этих вопросов помогает художнику создать решение экспозиции и ее сценарий, а также с помощью художественно-технических средств раскрыть тему.
Сложившийся в результате изучения темы подход к ее раскрытию через те или иные средства конкретизируется изучением той среды - территории или интерьера, где будет развернута экспозиция.
Перед проектированием выставки художник-проектант продумывает ее в заданном пространстве с учетом особенностей предстоящего восприятия ее посетителями. Это относится и к выставкам на открытом воздухе, когда нужно учитывать окружающую обстановку.
Территория выставки с ее рельефом, водоемами, растительностью, временными и постоянными сооружениями, транспортными средствами является фоном, элементы которого могут быть использованы для выявления темы, подчеркивания того или иного ее аспекта, создания нужного настроения зрителя. Организация предметной среды экспозиции немыслима без организации пространства выставки в целом. Это справедливо и для оценки особенностей заданного закрытого помещения, отведенного под выставку. Соотношение его объемов, наличие или отсутствие светопроемов для естественного освещения, возможность создания галерей, с которых экспозиция может быть увидена в новом ракурсе, - все должно быть принято во внимание при привязке наметившегося ключа решения экспозиции к заданному окружению. Искусство художника-проектанта скажется в умении так показать экспозицию, чтобы она заполнила пространство и выявила при этом свои основные качества.
Хотя решение экспозиции и является трехмерным, в основе лежит хорошо решенный ее план. Именно он при наличии у проектанта развитого пространственного воображения гарантирует логичную и гармоничную организацию системы экспозиции.
В ряде случаев, когда отведенное под выставку помещение никак не сочетается с наметившимся в воображении художника принципом ее решения, художник может пренебречь заданной архитектурной формой, замаскировать мешающие ему архитектурные детали. Анализ отведенной площадки ведет к предметно-пространственному решению экспозиции, дает материал для будущего сценария. Проектное мышление намечает в будущей экспозиции зоны повышенной зрительной информации и зоны зрительной разрядки. Однако последние не должны восприниматься, как вызванные нехваткой тематического материала.
Основная обязанность художника-проектанта - организация предметно-пространственной среды выставки, осуществление художественно-образными средствами ее тематического плана, всестороннее воздействие на зрителя. В какой-то степени он уподобляется режиссеру, работающему над сценарием. В его распоряжении арсенал художественных средств воплощения темы выставки. От него зависит выбор средств применительно к теме и масштабу экспозиции.
Заказчик-организатор определяет главную тему, цели организации экспозиции, дает перечень экспонатов, на которые следует обратить особое внимание, определяет рекламную идею выставки. Методисты, исходя из этого, разрабатывают тематический план. Но это еще не сценарий, над которым предстоит работать художнику-проектанту («режиссеру» экспозиции). Тематический план перечисляет, что нужно показать, рассказать, доказать. Сценарий указывает, как это сделать, намечает форму и место показа.
К сожалению, в нашей практике игнорируется очень важный для конечного успеха экспозиции институт сценариста. Его функции в зависимости от личного опыта берет на себя, как правило, художник-проектант или опытный методист.
Даже если художник-проектант не участвует в написании сценария, важно, чтобы он на возможно более ранней стадии включился в подготовку экспозиции. Созревший в его сознании метод раскрытия темы должен стать известным сценаристу. Режиссерское чутье художника-проектанта, возникший в его воображении зрительный ряд экспозиции может стать основой ее сценария. Этот сценарий не должен подменяться тематико-экспозиционным планом, особенно если этот план разрабатывается после утверждения эскизного проекта.
Опыт лучших зарубежных экспозиций доказывает абсолютную необходимость тщательно разработанного сценария. В качестве примера можно привести чехословацкую выставку «Стекло» в Москве (1959). Опытный сценарист слил воедино тему с изобразительным рядом. В результате получилось замечательное произведение искусства экспозиции. В Центральном выставочном зале звучала симфония стекла. Это был гимн национальной чехословацкой культуре, ее народу, веками специализирующемуся в раскрытии пластики стекла.
Несмотря на отсутствие института сценаристов в нашей практике, ряд советских экспозиций на международных выставках был построен на основе сценарно обработанных тематических планов. Составление такого плана с указанием конкретных средств раскрытия содержания определенных разделов, чередования средств эмоционального воздействия явилось фактором успеха советских разделов на всемирных выставках в Осаке, Спокане, Окинаве и ряде международных выставок в Москве.
Сценарий - это развернутый тематико-экспозиционный план с указанием художественных, сюжетных, изобразительных средств, которые следует применить для воплощения в экспозиции каждого пункта плана, где форма показа и содержание взаимно дополняются. Это могут быть предметные экспонаты, рассматриваемые непосредственно или через оптические системы, киносредства, слайдопроекция, технические и динамические средства, произведения искусства, музыка, а также различные сочетания этих средств. В выставках, имеющих коммерческое значение, рассчитанных на популяризацию потребления, играет большую роль разработка их рекламной идеи.
Прочтение этих указаний о средствах в сценарии дает представление о предполагаемом зрительном ряде, который предстанет перед посетителем. Этот ряд художник-проектант превратит в зрелище, в спектакль со свойственными драматургии эмоциональными паузами и театральными эффектами. Использованные художественные средства, их чередование создадут образ темы в целом и ее разделов.
Подход к выставке как к спектаклю характерен как для практически реализованных экспозиций, так и для трудов по выставочному искусству, появившихся за рубежом за последние полтора десятилетия. Идея и тема пьесы рождают слово и действие, развивающиеся по сценарию. Разница между спектаклем и выставкой прежде всего в отношении к зрителю. Спектакль активно воздействует на зрителя, не делая его, однако, участником спектакля. На выставке же сам зритель становится участником зрелища.
Вопрос о своевременном включении художника-проектанта в подготовку экспозиции далеко не нов. Еще в 1958 г., когда начались предварительные переговоры о подготовке Швейцарской национальной выставки в Лозанне, Центральный комитет Ассоциации швейцарских художников-проектантов выставок создал документ, определяющий цели и условия работы художников-проектантов. В этом документе высказывалось пожелание, чтобы художники-проектанты экспозиции присутствовали с самого начала обсуждения программы и тематики выставки. Законное желание художников-проектантов принять участие и высказать свое мнение в самом начале подготовительных работ вытекало из того факта, что в то время к ним обращались лишь как к оформителям-декораторам уже на той стадии, когда они не имели возможности по-своему выразить генеральную линию экспозиции. Художники-проектанты считали, что как специалисты по художественной организации среды, окружающей человека, имеющие опыт в различных областях визуальных коммуникаций, рекламы и информации, они могут оказать благотворное влияние на выработку общей программы выставки. Речь шла не о каком-то антагонизме или соперничестве между художниками-проектантами и устроителями выставки, а просто о разумном распределении обязанностей между ними. Художники-проектанты не претендовали на какие-либо особые полномочия. Их аргументация основывалась на том, что работа не может просто сводиться к созданию вспомогательных элементов, предназначенных для оформления залов, созданных устроителями, инженерами и архитекторами. Эти элементы могли оказаться чуждыми, привнесенными. Участие художника-проектанта должно начинаться с момента выбора места выставки, с распределения тем по разделам и стендам, выбора тематического ритма. Это участие необходимо для создания единства между основной идеей выставки, ее архитектурой и художественным оформлением. На эти моменты и обращал внимание документ, направленный художниками организаторам национальной выставки 1964 г. в Лозанне. Документ этот достиг цели, поскольку руководители намечавшейся выставки уже на предварительной стадии обратились к художникам и поручили разработку разделов выставки архитекторам, работающим в тесном сотрудничестве с бригадой художников-проектантов экспозиции.
Сценарий современной экспозиции дает основу формирования материальной среды выставки, в нем содержатся основные характеристики тех объемов, в которых заключены отдельные разделы экспозиции. Следовательно, сценарист или та группа, которая выполняет его функции, сценарно обрабатывая тематико-экспозиционный план, должны увязывать политические, экономические, научные, технические, публицистические, рекламные вопросы плана с их пространственно-композиционным решением на определенной идейно-художественной основе.
Вновь встает вопрос о творческом сотрудничестве целого коллектива организаторов, научных работников, специалистов по рекламе, методистов, архитекторов и художников-проектантов. Распределение обязанностей может быть различным в зависимости от каждого конкретного случая, когда превалирует тематическая или художественная сторона.
Нередко методист и художник делят между собой работу при составлении и осуществлении сценарного плана. Наилучшие работы в области выставок почти всегда являлись результатом гармонического сочетания творческих и инженерных сил.
Методист и в еще большей степени инженер по экспонатам склонны к перенасыщению темами, экспонатами, цитатами, что определяется отсутствием у них профессионального восприятия среды выставки, объемной композиции, ритма вещи в пространстве, ее пропорций, связи с интерьером, т. е. понятий, являющихся прерогативой художника-проектанта. Именно последний, опираясь на данные, разработанные методистом, находит образное художественно-пространственное решение темы.
Ни один вид искусства не дает художнику готовых решений. Искусство экспозиции не является исключением - оно требует творческого подхода объемно-пространственного и композиционного воображения.
Совместное творчество художника, методиста, специалиста по рекламе и инженера должно обеспечить внутреннюю художественную связь всех элементов экспозиции, выявить в ней основное содержание. Каждая удачно спроектированная выставка является результатом сотрудничества, и состав творческой группы имеет большое значение при подготовке выставки. Именно на этом активном и сознательном сотрудничестве представителей различных отраслей знания, различных профессий и людей творческого труда зиждется основа успеха выставки.
С каждым десятилетием выставочная деятельность все шире разворачивается в нашей стране, выявляя свои закономерности, преемственность определенных традиций, все полнее используя возможности социалистического общественного строя. Международные выставки, как фактор научно-технического и экономического прогресса, в современных условиях имеют большое значение для повышения эффективности и качества производства, для развития экономических связей, популяризации идеи мирного сосуществования государств с различным общественным строем, международного сотрудничества в решении комплексных проблем, содействуют сближению народов и тем самым служат делу укрепления всеобщего мира.
Участие в международных выставках повышает ответственность устроителей и проектантов экспозиции, поскольку каждая из них является как бы витриной одного или нескольких аспектов жизни страны. Престижные вопросы играют далеко не последнюю роль на этих выставках. Вместе с тем международные выставки являются местом обмена достижениями в области искусства экспозиции, международной школой этого мастерства. Национальные и отраслевые выставки внутри страны не отстают от международных по темпам развития выставочного искусства. Социально-экономическая система нашей страны позволяет широко использовать в выставочном деле комплексы, как наиболее эффективный метод экспозиции.
Выставочный комплекс - это система взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга экспозиций, подчиненных одной ведущей теме. Избегая повторов, выставочный комплекс выявляет главную идею экспозиции. Он позволяет не только увидеть тот или иной экспонат, но и осознать его. В выставочном комплексе легче устанавливается контакт посетителя с предметной средой, которая различными методами оказывает влияние на его мышление и не только информирует, но и воспитывает определенное к себе отношение. Образ, как средство эмоционального воздействия на посетителя, в условиях выставочного комплекса становится более убедительным.
Выставочный комплекс - это система факторов, воздействующих на посетителя, удовлетворяющих его моральные и физические потребности, поэтому комплекс включает в себя не только павильон определенной архитектуры, экспозиции в павильонах и на открытых площадках, элементы ландшафта, транспортные системы, зоны отдыха и развлечений, но и целую систему помещений и организаций, обслуживающих посетителя. Комплекс доказал свое экономическое и функциональное преимущество перед павильоном-гигантом. Его легче и дешевле построить, через него легче выразить и довести до посетителя основную идею экспозиции.
Выставки являются зеркалом технического развития современного общества, поэтому работа по их организации и техника их строительства не могут базироваться на застывших методах проектирования и строительства.
Многолетняя деятельность Торгово-промышленной палаты СССР по созданию экспозиций и выставочных комплексов выработала общие принципы и их решения, создала подтвержденные практикой нормативы.
Этот опыт имеет все большее значение в условиях развития во всех республиках средств наглядной пропаганды, организации международных выставок во многих городах Советского Союза.
Размещение объектов на территории выставки, характер застройки, распределение экспозиции на открытых площадках, коммуникаций и мест отдыха, техническое оснащение выставочного пространства осуществляются по принципам, которые применяют при планировке любого города. Однако если взглянуть на строительство выставки в целом, то его трудно отнести к какой-либо категории градостроительства. Это не жилой район, не спортивная арена, не парк, не улица, не торговый центр, не производственное предприятие, не парадная площадь; выставочные объекты носят особый характер, и невозможно разграничить их функции.
При решении пространства выставки применяют иные критерии оценки, чем при планировке города. Архитектура выставки представляет собой не случайное собрание форм, мотивов, эффектов, как это кажется на первый взгляд, а систему, основанную на специфических правилах, имеющих свою логику. Основой организации территории являются принципы, диктуемые программой выставки.
При строительстве выставочных комплексов, таких, как выставки достижений народного хозяйства в областях и республиках или промышленные выставки, следует учесть, что на них в последние годы утверждаются отраслевые формы показа и что в силу расширяющихся международных связей Советского Союза на их территории устраивают международные торгово-промышленные выставки или ярмарки.
Для того чтобы они стали постоянными и эффективными, у этих комплексов должна быть предусмотрена возможность их расширения и реконструкции.
При создании новой выставки возникает вопрос о месте ее расположения и размерах территории. Первое требование - соседство большого города, так как выставка тесно связана с людьми, организациями, административными и культурными предприятиями и транспортными средствами города, и, наконец, этот город дает ей имя. Желательно включать в выставочный комплекс парковую зону, что улучшает общий пейзаж: выставки и предопределяет место зоны отдыха.
В центре города трудно бывает найти необходимую для выставки площадку. Кроме того, почти невозможным становится последующее ее расширение. Выделение центральной части города под выставку перерезает традиционные транспортные коммуникации. Возникает необходимость прокладки путепроводов и тоннелей.
Выбор территории вдали от города удорожает выставку из-за необходимости создания новых коммуникаций: многорядных автодорог, линий электрифицированной железной дороги, троллейбуса и метро. Желательно иметь и водные пути для подвоза крупногабаритных грузов и всевозможного выставочного оборудования.
Однако все чаще строительство специальной грузовой железнодорожной ветки не считается обязательным. Так, при создании выставочного комплекса в Дюссельдорфе от строительства ветки отказались по следующим причинам: а) тяжелый железнодорожный транспорт представлял препятствие для уличного движения; б) тяжелые грузы можно с помощью низкорамных грузовых трайлеров подавать непосредственно от грузовой станции на стенд. Тем самым исключается перегрузка на территории выставки; в) при монтаже или демонтаже одной из выставок комплекса грузовые составы могут мешать работе других выставок, нарушать движение посетителей по комплексу; г) значительные капиталовложения при сравнительно малом использовании местных веток; д) легкие и средние грузы быстрее и дешевле перевозить в контейнерах, которые получают все большее применение.
При планировке следует придавать значение компактности, преследуя цель, чтобы посетители, несмотря на большую протяженность общей экспозиции, ясно представляли себе назначение отдельных сооружений, легко ориентировались в размещении разделов выставки. Это достигается четкой функциональной организацией территории.
Разрабатывая генеральный план и планировочную структуру комплекса, архитектор, стремясь к композиционному единству среды, должен определить: 1 - главный вход; 2 - автостоянку; 3 -открытую площадку; 4-5 -зону павильонов; 6 -крытые переходы; 7 - дом приемов; 8 - зал для конференций; 9 - помещение дирекции; 10 - технические службы и мастерские; 11 - кухню и т. д. (рис. 149). В современных условиях трудно бывает найти в ближайшем пригороде незастроенную территорию, удобную для развертывания выставки. Как правило, встает вопрос о переоборудовании той или иной территории. Например, для ЭКСПО-74 в Спокане за полтора года освоили территорию железнодорожной товарной станции, которую давно уже нужно было выносить за черту города. Столько же времени понадобилось на создание в 1974 г. первой очереди нового выставочного комплекса в Будапеште, созданного на базе бывшей животноводческой ярмарки. Вся реконструкция территории заняла три года.
Новым этапом в создании выставочных комплексов явилось строительство выставочного комплекса «Красная Пресня» в Москве.
Начиная с 1964 г. Москва становится крупным центром международных выставок. Первую из них - «Стройдормаш-64» - посетило полтора миллиона человек, контрактов было заключено на 22 млн. руб. За последующие полтора десятка лет в СССР было проведено около 250 международных выставок при растущем интересе к ним и увеличении контрактов. Выставочная база в парке «Сокольники» уже не могла удовлетворять возросшим масштабам международных обменов. Торгово-промышленная палата СССР совместно с Моссоветом ведут строительство нового комплекса на берегу Москвы-реки близ высотного здания СЭВ. Комплекс расположится на спускающемся ступенями берегу и займет 90 га, из которых 23 - старинного парка с системой каналов. Рельеф местности позволил спроектировать комплекс в двух уровнях. В комплекс входит компактная группа из 16 павильонов, расположенных по обе стороны удлиненной главной выставочной площади.
Часть павильонов стоит на подиуме высотой 4,5 м, внутри которого размещаются различные выставочные службы: центр обслуживания, депо проката, коммерческий центр, магазины для торговли сувенирами, рестораны, закусочные, крытые стоянки, конференц-зал, небольшие выставочные залы и др. На подиуме находятся открытые выставочные площадки, водоемы, озелененные места отдыха.
В отдельно стоящем многоэтажном здании расположена дирекция выставочного комплекса и выставочные залы советских внешнеторговых объединений.
В комплекс входит также небольшой стадион на 2000 мест. К комплексу примыкает Центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами, включающий административное здание с полезной площадью 23 тыс. м2; две гостиницы на 1225 номеров, зал для конгрессов и других мероприятий на 2000 мест, помещения для совещаний и деловых переговоров, библиотеку, гараж, помещения для спорта, отдыха и развлечений. Там же разместится Институт мировой торговли.
Выставочный Центр «Красная Пресня» и Центр международной торговли удачно вписались в контур этого района столицы и стали одной из ее достопримечательностей.
Первой выставкой, проведенной на территории комплекса, была «Деревообработка-78».
Примером комплексного решения большой выставочной территории может служить Краснопресненский выставочный комплекс для проведения международных выставок в Москве.
При проектировании выставочного комплекса нужно иметь в виду его многоцелевое назначение и ориентировочные нормативы.
Размер общей закрытой выставочной площади созданных и строящихся в союзных республиках выставочных комплексов лежит в пределах 12 500-15 000 м2. Эта площадь учитывает заявки на экспозицию отдельных министерств, ведомств, предприятий, совхозов и колхозов. Она может быть использована также на арендных условиях какой-либо иностранной фирмой или группой фирм для организации выставки.
Общую площадь павильонов называют иногда брутто выставочной площади. Обычно 40% этой площади занято проходами и проездами между площадками, отведенными под экспозицию (в этом случае коэффициент использования составляет 60%).
Если исходить из принятой брутто выставочной площади в 12 500-15 000 м2, то общая площадь выставочной территории должна быть в четыре раза больше, а именно около 50 000 м2. При этом необходимо предусматривать еще площадь для ее последующего расширения. Следует также учесть, что эта площадь не включает в себя стоянок для автомобилей.
Характерное для зарубежной практики распределение площадей можно видеть на крупной специализированной ярмарке в Ганновере: общая территория (без стоянок для автомобилей) - 890 000 м2; в том числе: закрытые площади - 378 000 м2 (42%); открытые - 228 000 м2 (26%).
Стоянки для автотранспорта занимают площадь, превосходящую площадь выставки. На Ганноверской ярмарке они занимают 944 000 м2.
Для выставочного комплекса площадью 12 500-15 000 м2 число посетителей в выходные дни может достигнуть 7-10 тыс. человек. Это нужно учитывать при создании транспортных коммуникаций и планировании системы обслуживания посетителей.
Выставочный павильон - это и оболочка экспозиции, и ее составная часть. Если отвлечься от всемирных выставок I категории, где национальные павильоны являются символами своих стран, носят престижный характер и зачастую являются уникальными произведениями зодчества, новым словом строительной техники, то во всех остальных случаях павильон должен помимо своего утилитарного и эстетического назначения отвечать и требованию экономичности.
На создание павильонов на выставках в прошлом столетии и вплоть до середины нашего века затрачивались огромные материальные и трудовые ресурсы. Сооружались чересчур солидные и прочные объекты. Их внешний вид должен был создавать впечатление роскоши, величия, фундаментальности. Сложные украшения, являвшиеся отголосками архитектурных стилей прошлого, никак не связанные с содержанием экспозиции, значительно удорожали строительство. Участники выставок не хотели нарушать установившихся представлений об эстетических формах, считали необходимым хотя бы внешне претендовать на изобилие и роскошь. Архитектура выставок тех лет стыдилась своих железных скелетов, закрывала их камнем и приукрашивала различным декором. Теперь положение совершенно иное.
Архитектура современных выставок и особенно ярмарок во все большей степени исходит из специфических условий строительства, продиктованных научно-техническими открытиями, из кратковременности существования сооружений, и этим обусловлен особый подход к их формам, выбору новых видов материалов и т. п.
Поиски соответствующих технических и архитектурно-композиционных решений идут сейчас в направлении нахождения основных конструктивных единиц, из которых можно было бы монтировать одно или многие различные сооружения, а также в направлении изыскания «складывающегося целого». Первая тенденция представлена различными многосекционными сооружениями, пространственными структурами. Для этих элементов характерна простота, позволяющая рассматривать их как основные части конструкции.
Другая из указанных тенденций базируется на достаточно крупных эластичных конструкциях, что дает возможность легко транспортировать, собирать и разбирать их. Они напоминают конструкции зонта, палатки, купола, при этом используется принцип пневматических сооружений. В выставочной практике эти направления развиваются параллельно и дополняют друг друга.
Если выставка проводится на свободных площадях, то для размещения выставочного оборудования поставляются детали для строительства соответствующих помещений и возводятся выставочные павильоны. Такие павильоны могут использоваться неоднократно, демонтироваться и быть временными. Их форма может определяться экспозицией самой выставки или, наоборот, сама определять ее или быть независимой от нее.
В качестве высокоэкономичных зарекомендовали себя демонтирующиеся пространственные конструкции, независимые от экспонатов. Предпосылкой для достижения желаемой экономичности является быстрый монтаж конструкции, небольшой вес готовых деталей и легкость транспортировки. Основные преимущества предварительно изготовленного павильона: точный контроль размеров отдельных деталей, возможность уже заранее провести тщательные приготовления для приема выставочного имущества, быстрота монтажа и простота освобождения использованной строительной площадки и, наконец, достигаемая при этом законченность как в конструктивном, так и в экспозиционном плане.
Отказ от фундаментальности, переход к чистым формам интерьера открывает широкие возможности для фантазии художника-проектанта, позволяет создать необходимое чередование объемов, приспособить форму павильона к его конкретному содержанию на данной выставке. Выставка - не музей, запечатлевший определенную стадию научно-технического и социального прогресса в характерной для отображаемой эпохи обстановке. Художнику трудно бывает преодолеть разрыв между архаической формой постоянного долговременного помещения и современным его содержанием.
Простота и гибкость архитектурной оболочки позволяют легко избежать архитектурного однообразия и монотонности при использовании сборно-разборных стандартных элементов для создания павильонов.
Конструкция должна дать возможность увязать форму павильона с его содержанием. Необходимо также учитывать специфику зрительного восприятия.
Павильоны выставочного комплекса, предназначенные для постоянной эксплуатации, должны быть капитальными, построенными из долговечных строительных материалов, приспособленными для круглогодичной эксплуатации, но вместе с тем экономичными и удобными для развертывания в них экспозиций.
При создании в 1975 г. выставочного комплекса в Будапеште для перекрытий были разработаны сборные унифицированные конструкции из металлических круглых и четырехгранных труб со специальной оригинальной системой сочленения узлов. Собранные перекрытия представляют собой жесткую пространственную систему, которая собирается на земле и поднимается домкратами на нужную высоту. После подъема под перекрытие подводят металлические опоры-колонны. Стены заполняют вертикальными стеклянными блоками. Для сооружения из этих конструкций павильона площадью в 20 000 м2 необходимо лишь 80-90 дней.
Пространственная система перекрытия павильонов опирается на металлические опоры с шагом 12 X18 м. Система конструкций мобильна и дает возможность строить павильоны любых габаритов в плане и любой этажности.
Благодаря гибкой конструкции стен и особой структуре крыши и пола возможен выбор нескольких вариантов размеров павильона с шириной 36 и 60 м и длиной от 54 до 180 м. Кроме того, при включении в этот комплекс крытого дворика и крытых подъездов к павильонам создается единое большое помещение.
Создание долговременных павильонов не исключает сооружения на территории выставочного комплекса временных павильонов сборно-разборного типа, устанавливаемых на короткий срок работы.
Павильоны, предназначенные для демонстрации тяжелых машин и станков, делают одноэтажными, высотой от пола до потолка 10-14 м, с пролетом до 40 м без подвалов. Пол перекрывается бетонными каркасными плитами размером до 6 X 6 м, лежащими на песчаной подушке. Плиты выдерживают нагрузку 10 т/м2.
В одноэтажных павильонах зачастую устанавливают портальные краны для монтажа и демонтажа тяжелых экспонатов. Они практически бездействуют во все время работы выставки. Современная техника делает эти краны излишними. Вместо них достаточно предусмотреть возможность въезда в павильон мощного автомобильного крана, который обеспечит и монтаж: и демонтаж: экспонируемого станка и оборудования. Для удобства монтажа громоздких экспонатов целесообразно иметь раздвижные или легко разбираемые секции стен между колоннами.
Подвод электроэнергии, воды, газа, сжатого воздуха, а также отвод воды осуществляется в бетонированных коллекторах, уложенных поперек павильона. Эти жесткие элементы служат одновременно для фиксирования свободно лежащих плит пола.
В одноэтажных павильонах целесообразно устраивать антресоли, дающие возможность видеть предметную экспозицию в несколько ином ракурсе, и размещать на них служебные помещения.
Павильоны для товаров народного потребления имеют 2-3 этажа, а иногда и более, что диктуется необходимостью экономии площади выставочной территории. Посетители пользуются лифтами, эскалаторами, лестницами и пандусами. Многоэтажные павильоны повышают требования к системе вентиляции и отопления. Конструктивная высота многоэтажных павильонов задается в 6-7 м на этане.
Подача газа, воды и сжатого воздуха производится через потолок в так называемые люки подключения, находящиеся друг от друга на расстоянии 6 м. Электропроводка же утапливается в пол.
Не следует увлекаться большими по площади павильонами. При площади свыше 12-15 тыс. м2 возникают дополнительные трудности в эксплуатации.
В качестве строительного материала для одноэтажных павильонов можно рекомендовать сталь, обеспечивающую короткие сроки монтажа и большую ширину пролетов. Следует применять сталь только с антикоррозионным покрытием.
Для многоэтажных павильонов применяют железобетон. Опорные колонны устанавливают на расстояниях 10 X 10 и 12 X 12 м. Конструкция павильона должна предусматривать возможность его расширения. Для облицовки стен и перегородок могут использоваться бетонные и гипсовые блоки, пластмассы, алюминий, стекло.
Конструкция должна обеспечивать также возможность внутренней перепланировки в зависимости от характера экспозиции и системы обслуживания выставки. Здесь широкое применение находят унифицированные сборно-разборные конструкции из стоек и панелей.
Следует избегать применения воспламеняющихся материалов. В любом случае необходимо строго соблюдать все меры противопожарной защиты (спринклерные устройства, сигнализация, огнетушители, гидранты). Поверхность пола в последнее время все чаще застилают синтетическими коврами. Загрязненные и не поддающиеся чистке участки заменяют новыми.
Некоторые данные о потребностях комплекса с брутто выставочной площади до 15 тыс. м2:
Электроэнергия, кВт 11000
Напряжение в сети, В 220 и 380
Отопление и вентиляция, ккал в день 13 000 000
Вода, м5 в день 80 000
Освещенность общая, лк 200
Экономичность выставочного комплекса повышается при сокращении сроков монтажа и демонтажа экспозиций, что позволяет организовать за год больше выставок.
Расположение павильонов на территории и стендов внутри павильонов должно предусматривать систему проездов и достаточно широких проходов (не менее 3 м), чтобы обеспечить свободную циркуляцию посетителей, а в случае возникновения аварийной ситуации (например, пожара) - возможность быстрой эвакуации большого количества людей и свободного доступа технических средств и специализированного персонала для устранения аварии.
Павильоны целесообразно соединять между собой крытыми переходами на уровне второго этажа. Эти переходы связывают воедино экспозиции различных элементов комплекса, служат защитой от солнца, дождя, холода и зноя. Несколько расширив переходы, можно разместить в них различные служебные помещения: оффисы, справочно-информационные киоски, буфеты, гардеробы, туалеты.
Открытые площадки примыкают к павильонам и служат дополнением выставочной площади павильонов. Площадь открытых площадок должна быть приблизительно равна закрытой площади.
Большая часть открытой площади отводится под проходы и движение грузов. При условии большого скопления посетителей она занимает 40-50% от общей площади.
Маршруты перевозки грузов и движение служебного транспорта должны быть строго изолированы от пешеходных путей. Размеры разгрузочных площадок сзади павильонов должны обеспечить удобную перегрузку подвозимых к павильонам товаров и экспонатов.
Все виды технических коммуникаций, включая телефон, должны прокладываться под землей.
Для бесперебойной работы выставки требуются разного рода службы и предприятия, функции которых диктуют необходимость создания для них специальных сооружений.
Дом приемов располагается рядом с главным входом. На его долю приходится до 15% брутто выставочной площади. В этом здании располагаются кассы для продажи входных билетов, информационный центр, в который- интересующиеся могут попадать, минуя выставочную территорию, филиалы туристских агентств, городское справочное бюро, располагающее сведениями о наличии свободных мест в гостиницах, отделение почты, телеграфа, междугородный и международный телефон, сберкасса, необходимые службы быта, комната матери и ребенка, медпункт, бюро переводчиков, обслуживающее иностранцев.
На выставках и выставочных комплексах площадью до 15 000 м2 достаточно иметь один вход, пройдя через который посетители попадают на главную ось территории. Для персонала делается самостоятельный служебный вход.
Для проведения сопутствующих выставке конференций, симпозиумов, конгрессов, пресс-конференций используется Дом конференций, расположенный на территории выставки недалеко от входа. Там яге располагается пресс-центр, служба радио и телевидения для вещания на территории выставки и для организации передач с выставки в город и по национальной сети. В том же доме целесообразно разместить и ресторан, в котором можно проводить приемы и банкеты. Конференц-зал может использоваться для разных целей, поэтому нужно предусмотреть возможность изменения расположения рядов кресел и полное их удаление из зала. Зал должен иметь оборудование для показа кино- и диафильмов. Рядом с Домом приемов и Домом конференций, т. е. недалеко от входа, следует разместить здание дирекции. Оно занимает примерно 10% закрытой выставочной площади. В нем нее размещается телефонный узел внутренней сети выставки, обеспечивающий выход на межгородскую и международные линии.
Дома приемов, конференций и дирекции образуют центр обслуживания. В него можно попадать как с территории комплекса, так и снаружи.
Технические службы включают электроподстанцию, узел водо- и газоснабжения (может быть предусмотрена автономная артезианская скважина), канализационный узел. К техническим службам относят и всякого рода мастерские (слесарная, макетная, столярная, фото), гараж для индивидуальных машин персонала выставки и пожарные депо. Технические службы занимают 12-15% закрытой выставочной площади.
В среднем вспомогательные помещения и помещения для средств технического обслуживания занимают следующую долю общей закрытой выставочной площади:
Помещения для вентиляционных
устройств 7,3
Рестораны, столовые, кухни и подсобные
кухонные помещения 6,0
Буфеты, закусочные, их кухни и подсобные
помещения в павильонах 5,7
Лестничные клетки и эскалаторы 5,0
Туалеты 3,3
Помещения для электрохозяйства 2,35
Комнаты отдыха и справочное бюро 0,8
Подъемники 0,6
Помещение для технадзора 0,5
Помещение для аварийных
энергоустройств 0,35
Пункты общественного питания, включающие киоски, буфеты, кафе самообслуживания, распределяются по всей территории выставки.
Если выставочный комплекс рассчитан на постоянное проведение конференций и конгрессов, то в зоне отдыха целесообразно предусмотреть гостиницу с рестораном.
Стоянки для автомобилей должны иметь резерв площади для расширения. Для стоянки одного автомобиля, включая подходы, требуется до 25 м2. Общая площадь стоянок в два раза превышает закрытую площадь выставки.
В условиях возрастающего выпуска автомобилей в Советском Союзе для постоянно действующих выставочных комплексов необходимо учитывать соответственно площади под стоянки автомашин.
Стоянка должна быть расположена по возможности ближе к Дому приемов. На ней следует предусмотреть место для автобусов и такси. Подходы от стоянки к территории выставки не должны пересекаться транспортными магистралями. Лучшее решение - это устройство подземных переходов. Площадку под стоянку необязательно бетонировать или асфальтировать. Достаточно поверх песочного основания положить бетонные плитки с широкими промежутками между ними. Щели засыпают грунтом и засеивают травой.
Структура выставочного комплекса была описана с позиций проектанта-архитектора. Он определил общую планировку комплекса, функционально распределил его основные площади. При проектировании экспозиции художник-проектант тоже обращается к выставочным площадям, которые для него и для организаторов выставки могут быть сведены в следующую систему.
Общая выставочная площадь (ОВП) включает закрытую и открытую площадь для устройства выставки и сопутствующих мероприятий, а также обеспечения ее работы. Если под выставку берется весь павильон (здание), то закрытая площадь исчисляется по периметру павильона, включая площади этажей, антресолей, подсобных помещений для нужд экспозиции. Если выставка занимает часть павильона, то закрытая площадь состоит из площади по полу этой части, включая площади этажей антресолей, подсобных помещений и других надстроек, которые используются для нужд экспозиции.
Проектная экспозиционная площадь (ПЭП) - часть общей выставочной площади, которая включает чистую экспозиционную площадь и площади, занятые художественным оформлением, техническими средствами рекламы и информации, административными и коммерческими оффисами и (если предусмотрено заданием на проект выставки) кинозалами, лекционными залами, хозяйственными, техническими и складскими помещениями, местами для показа мод, продажи сувениров, зонами отдыха посетителей, ресторанами и др.
Чистая экспозиционная площадь (ЧЭП) - часть общей выставочной площади, занятая экспонатами вместе с образцами продукции, каталогами, проспектами, инструментами, материалами, а также рабочим местом стендистов и переводчиков, проходами (проездами) в соответствии с требованиями администрации выставки (ярмарки).
Арендованная (договорная) площадь (АДП) - площадь (закрытая и открытая), которая предоставляется экспоненту согласно договору
(контракту), заключенному между экспонентом и владельцем (собственником) выставочной площади для устройства экспозиций, и оплачивается по ставкам, установленным в договоре.
Экспозиция и посетитель. Выставка - это коммуникативное пространство, функциональное назначение которого состоит, с одной стороны, в удовлетворении определенных потребностей посетителя, а с другой - в достижении организаторами цели психологического воздействия на посетителя, передачи ему необходимой информации.
Выставочная среда организует и ориентирует информацию, создает формы показа, обеспечивающие выявление главных свойств пропагандируемых предметов и понятий.
Если исходить только из физических параметров предметов (размер, форма, вес, состав), то можно было бы прийти к единым оптимальным методам их выставочного показа. Но внутреннее разнообразие предметов не допускает такой унификации.
Средствами показа являются индивидуальные качества материального экспоната или обобщенного абстрактного понятия. Можно подчеркнуть различия или же, наоборот, смягчить контрасты, подчеркнуть родственность предметов, поэтому экспонаты помещаются в специальное окружение, которое создает гармонию или контрасты. На территории одной выставки можно встретиться с большим разнообразием архитектурных форм: обширные залы, замкнутые павильоны, легкие киоски, витрины, красочные стенды, причудливые стеллажи - все те конструкции, которые необходимы для показа экспонатов. Рядом с ними - символические элементы, скульптуры, бассейны, фонтаны. Перед зрителем возникает искусственный пейзаж, темные тоннели, сложные лабиринты, вертикальные и наклонные стены, массивные колонны и прозрачные стеклянные стены, лестничные клетки и т. п. Проблема здесь не только в том, как разместить предмет, осветить его, предохранить от воздействия атмосферы, от повреждения или хищения, но также и в создании соответствующего окружения, фона для экспоната. Задача выставки состоит в организации образного зрелищного пространства, взаимодействия экспоната с различными категориями посетителей.
Посетители выставки неоднородны. Они различаются по своим потребностям, запросам и тем ожидаемым результатам их взаимодействия с экспозицией, которые можно рассматривать как некое приобретение, отвечающее интересам и целям выставки. Соответственно различными должны быть задачи, средства и методы их обслуживания информацией.
Весь контингент посетителей можно разделить на посетителей, приходящих случайно, и на тех, которые приходят с определенными целями.
По отношению к первым задача выставки состоит в том, чтобы пробудить в них любознательность и конкретный интерес к экспозиции в целом или к отдельным ее фрагментам. Часть случайных посетителей после первого знакомства с выставкой может вернуться уже с определенной целью.
Посетители, имеющие специальную цель, в свою очередь подразделяются на несколько категорий: а) частные лица, желающие познакомиться со сравнительными достоинствами имеющихся типов и образцов изделий с целью накопления информации, характеризующей их запросы, наклонности и вкусы; б) коммерсанты, интересующиеся ассортиментом и качеством выпускаемой и готовящейся к выпуску продукции, могущей иметь спрос на внутреннем или внешнем рынке; в) специалисты в различных областях знаний и деятельности, намеревающиеся использовать демонстрируемые достижения в качестве средства для решения своих собственных проблем в сотрудничестве с другими отраслями и сферами общественной деятельности.
Таким образом, экспозиция должна способствовать установлению внутренней связи между экспонатом и посетителем, выявить общественную значимость экспоната. Тем самым экспозиция содействует формированию общественного сознания посетителя.
В основе восприятия экспозиции лежит зрительный ряд, образующийся в сознании посетителя при возникновении перед его глазами предметной среды выставки. Смена объектов наблюдений происходит в основном за счет перемещения посетителя вдоль экспонатов, стендов, панорам, макетов, изображений. Это перемещение может быть самостоятельным, ничем не ограниченным, или предопределенным психологическими или механическими средствами. Посетитель может стать пассажиром механического вида транспорта (канатной или монорельсовой дороги, автопоезда, подвижного тротуара) и в этом случае маршрут его предрешен, как предрешена последовательность смены зрительных и звуковых впечатлений. В другом случае посетитель может оставаться на месте - стоять или даже сидеть - и перед ним сменяются изображения и картины на экранах динамической диорамы, произойдет процесс обработки детали на станке, сборки прибора на конвейерной ленте, изготовления художественного изделия ремесленником.
В любом случае возникает зрительный ряд. Чередование эмоциональной насыщенности в звеньях этого ряда определяет силу его воздействия на воображение. Художник-проектант должен добиться, чтобы восприятие заданного ряда шло гладко, не вызывая внутренних противоречий и отрицательных эмоций. Посетитель не должен уставать от бесцельного, безмаршрутного перемещения по экспозиции, раздражаться от того, что, петляя, он вновь оказался у виденного экспоната. Психологическое «подталкивание» его по определенному маршруту должно быть тактичным, не вызывать в нем чувства внутреннего протеста. Следование по заданному марш-РУТУ должно восприниматься как результат свободно сделанного выбора. Механическое перемещение мимо фронта экспонатов не должно быть ни слишком медленным и порождать скуку, ни слишком быстрым, когда посетитель не успевает воспринять заинтересовавшую его информацию.
Вокруг посетителя создается максимально благоприятная ситуация. Он должен иметь право выбора и вместе с тем не утомляться слишком долгим осмотром одних и тех же предметов; его следует побуждать постоянно перемещаться.
Использование принудительного маршрута движения вызывало немало споров. Делались попытки создания дидактического маршрута. Чтобы четче определить направление движения, устанавливались барьеры, образующие лабиринт. Однако некоторые посетители ощущают неудобство такого метода, они чувствуют себя в плену
какой-то чуждой им системы. Выставка должна быть спроектирована и оборудована так, чтобы не мешать принятию посетителем свободных решений и вместе с тем обеспечивать ему возможность получать нужную информацию благодаря тщательно разработанной системе экспозиции.
Чтобы помочь посетителю выбрать систему осмотра, при входе на выставку он должен иметь возможность познакомиться с ее планом или схемой. Общий осмотр выставки должен давать возможность ознакомиться со всеми ее разделами, их основным содержанием, не вникая в излишние детали.
В то время как такие средства коммуникации, как кино или газета, не требуют у зрителя проявления активности, на выставке полный охват суммы всего представленного становится возможным только благодаря смене средств воздействия на воображение, взаимному перемещению объекта и субъекта.
Создание зрительных рядов, зон активного эмоционального воздействия и маршрутов следования посетителей является важной областью искусства организации выставочной среды, средством повышения эффективности экспозиции и облегчения посетителю возможности охватить экспозицию единым мысленным взором.
Во многих случаях возникает необходимость знакомить посетителей с объектом в определенной последовательности. Средством для этого является установление маршрута по выставке. Чем строже должна быть выдержана последовательность ознакомления с объектами, как, например, на дидактических выставках, тем отчетливее и строже должен быть определен путь посетителя. Посетитель должен обладать свободой прохода к интересующему его экспонату для детального осмотра без необходимости обойти для этого всю выставку.
Для получения более обстоятельной информации в распоряжение посетителя должен предоставляться дополнительный материал, позволяющий ему глубже познакомиться с темой выставки. Этой цели служит информация, получаемая от работников выставки, витрины для чтения, литература, альбомы, автостенды, видеомагнитофоны, включаемые зрителем магнитофонные записи.
Таким образом, система осмотра должна обеспечить получение общего впечатления о выставке и предоставить возможность подробнее познакомиться с тем, что особенно ранее интересовало посетителя или привлекло его внимание. Система осмотра должна создать в воображении посетителя определенный образ и через него раскрыть тему экспозиции. Маршрут следования может быть обозначен указателями на стенах, на полу и даже на потолке.
Техника экспозиции
Этот термин относится к комплексу методов и средств, используемых для преобразования предмета в экспонат. В целом это преобразование состоит в подчеркивании потребительской стоимости предмета путем акцентирования его положительных качеств.
Техника экспозиции означает и нечто большее: технику создания впечатления на базе экспоната и сопутствующих ему вещей. Исходным пунктом здесь является не объективная форма вещи, а тот ее аспект, который позволяет создать достаточно убедительное, нужное впечатление о предметах, событиях, идеях. При этом используются не только действительные, но и вымышленные черты предметов, созданные искусственно, обусловленные принципами экспозиции.
Экспозиция достигает своего высшего эффекта лишь тогда, когда правильно найдены: композиция пространственного членения общего объема интерьера павильона по отношению к экспонату; эмоциональная напряженность, содержательность и образность общего художественного решения; целенаправленность построения выставочного пространства, связь его архитектурной композиции с цветовыми, световыми эффектами, со всей суммой экспонатов; способность выражения социального пафоса предметно-пространственной среды, выявляющей связь экспонатов с их творцом - человеком; форма информации и обслуживание посетителей, удобство работы стендистов и коммерсантов.
Выбор соответствующих средств обусловливается критерием функциональности показа, критерий же реальности учитывается лишь в том смысле, в каком он обосновывает в глазах зрителей причину демонстрации. Выявление главного экспоната, достаточно значительного, привлекательного и правдивого, придает всей экспозиции убедительный характер. Степень «правдивости» экспозиции, схожести показываемых ситуаций с существующими в жизни бывает различной: от почти натуралистических впечатлений до фантастических композиций. В принципе посетитель ищет именно эту фантастику, хочет увидеть вместо обыденных, хорошо ему известных вещей новую действительность, мир неограниченных возможностей, полный неожиданностей.
Экспонатом может быть прибор, машина, комплекс оборудования, предмет повседневного обихода, произведение искусства, дар природы и т. п. Это также может быть созданный с помощью определенных средств образ или копия предмета. Наконец, это может быть вещь, созданная специально для выставки, для показа.
Обзор развития искусства экспозиции показывает рост числа экспонатов на выставках. Уже на первых всемирных выставках предпринимаются попытки рационального расположения экспонатов, для чего их распределяют по классам. Классы объединялись в группы одной и той же отрасли в соответствии с каким-либо критерием, например добыча ресурсов из недр земли, эксплуатация источников энергии. На выставке 1876 г. было намечено 9 таких групп. Их число возросло до 16 к 1900 г., а классификация, принятая в 1932 г. Международным бюро выставок, установила 42 группы, охватывающие 162 класса экспонатов. Такой неудержимый рост числа экспонатов привел, с одной стороны, к повышению роли образного показа, а с другой - к более строгому отбору наиболее емких по информации вещественных экспонатов.
В последнее время бытовало мнение, что современные выставки отказались от конкретных предметов, отбросили их экспозицию как слишком примитивную форму и все чаще используют специфическую форму массового зрелища, основанного на достижениях техники. Такая точка зрения справедлива постольку, поскольку принципиальным изменениям подвергся характер материала экспозиции. Все чаще экспонатами становятся необычайно сложные виды оборудования, простой показ которых широкой публике не имел бы смысла. Не случайно все большее распространение на выставках получают отдельные специализированные салоны, узко профессиональные экспозиции, где главный клиент- специалист, эксперт в данной области. Среднему посетителю представляется только развлекательный, зрелищный аспект действия упомянутого оборудования. Такое положение может создать впечатление отсутствия экспоната на выставке, породить мнение, что выставка носит чисто информационный, развлекательный характер. Однако ошибкой было бы считать, что, скажем, в аудиовизуальном представлении в павильоне фирмы 'Филипса на ЭКСПО-58 отсутствовал экспонат. Экспонат там сопутствовал представлению, содержался в каждом элементе спектакля, поскольку именно он обусловливал и создавал это зрелище. Собственно предмет этого показа «домысливался» - это была вся продукция фирмы «Филипс», сведенная к двум основным элементам: техническому совершенству светопроекционного и звукового оборудования на базе электроники.
Рецензенты всемирной выставки в Монреале обычно подчеркивали, что организаторам удалось представить мир человека, а не мир предметов. В описаниях павильона Австралии, в котором главная часть экспозиции якобы обходилась без экспонатов, забывали отметить роль шерсти. Ковры, устилающие сплошь внутренние помещения, были сделаны из знаменитой австралийской шерсти. Если же> однако, механизм этих довольно очевидных рекламных акций ускользает от внимания потребителей, то это происходит в связи с тем, что в современной технике экспозиции действует принцип
маскировки фактических целей показа, внешней незаинтересованности в происходящем. Основной атрибут этих демонстраций - конкретный предмет - появляется в соответствующем художественном оформлении.
Экспонат, являющийся конкретным предметом, знакомый посетителю по повседневной обстановке (по дому, по работе, из городского или сельского пейзажа), придает выставке видимость реальности, повышает ее убедительность. Такой предмет расширяет сферу восприятия посетителя, вызывает помимо визуальных впечатлений и осязательные. Он вызывает у смотрящих ощущение реальности, поскольку он существует. При этом они совсем не обязательно должны держать его в руках, оценивать его вес и другие физические свойства. Сведения о предмете дает целый комплекс соответствующих средств, сам же экспонат путем своей идентичности лишь подтверждает правильность дающейся информации.
Однако не каждую вещь можно показать на выставке в ее действительном, реальном виде. Это возможно, если предмет имеет материальную структуру и такие размеры, которые дают возможность увидеть его простым глазом, если он не угрожает безопасности зрителей и не вызывает у них отрицательных эмоций.
Предмет очень редко появляется на выставке в чистом виде. Необходимость его изменения исходит из того, что сам по себе такой предмет был бы слишком малопривлекательным, не отличался бы от других. Нужно помнить, что этот предмет будут рассматривать очень недолгое время и в такой обстановке, которая не благоприятствует уяснению деталей. За считанные секунды нужно вызвать у смотрящего желаемое впечатление.
Реальный предмет в принципе изменять нельзя, нельзя нарушать его физические свойства. Этот принцип, используемый главным образом на товарных экспозициях, обусловлен ограничениями рекламы (нельзя давать фальшивую информацию о товаре).
поэтому изыскивают такие пути, которые, не изменяя самого предмета, меняют восприятие его. Для этого используются окружение экспоната, дополнительные реквизиты, создается нужный фон и т. п. Иногда изменяется даже окраска предмета, например повсеместно принята яркая окраска машин при демонстрации их на открытых площадках. В этом случае яркая краска символизирует назначение вещи, привлекает внимание посетителей, придает стенду праздничный вид. Наглядный разрез, поясняющая схема, направленный свет, соответствующий фон могут выявить важные качества предметного экспоната
Конечно, имеется целый ряд предметов, привлекательных с точки зрения их редкости, документального характера, технического совершенства и т. п., простая демонстрация которых превращается в эмоциональное зрелище. Кабина космического корабля, личная вещь великого человека, модель уникальной машины говорят сами за себя, их показ осуществляется без (или почти без) дополнительных элементов.
Для большей выразительности экспонатов в общем пространстве интерьера павильона необходимо создать особые условия, найти такой прием архитектурно-композиционного решения экспозиции, который бы придал экспонату масштабность. В этих случаях наиболее распространенным и эффективным решением является искусственное занижение общей высоты помещения путем устройства в нем подвесных легких потолков или каркасно-рамочных пространственных систем. Такой прием дифференцирует общее решение выставки, создается пластическое разнообразие объемов, акцентирующих внимание на экспонате. В таком искусственно созданном окружении особую роль играет эффект подсвета.
Важным методом экспозиции является ее театрализация, оживление действием. Экспонат, с одной стороны, и зритель - с другой, становятся участниками этого спектакля. Введение в экспозицию движущихся элементов является одним из средств театрализации. В ряде случаев сам экспонат, приведенный в движение, выявляет своп потребительские достоинства, становится центром разыгрывающегося на глазах зрителя действия. Работающая на стенде машина изготовляет предметы, раздаваемые в качестве сувениров. Она становится активным персонажем театрального действия. Работающий станок-автомат лучше любого проспекта дает возможность зрителю оценить его техническое совершенство. У посетителя настолько выработалось требование видеть экспонаты в действии, что неработающий телевизор на стенде производит впечатление неисправного.
Если нет возможности заставить работать, действовать экспонат на стенде, его помещают на движущемся фоне, на вращающейся подставке, в бликах мигающего света. Предмет «оживает». Иногда для этого имеются и рациональные причины (например, необходимость осмотра вещи со всех сторон, на разных уровнях, в изменяющемся окружении), но чаще движение просто механически решает сложную проблему привлекательности демонстрации.
Этот и многие другие способы метаморфозы предмета на время экспозиции позволяют ему сохранять свой действительный вид и в то же время получать вымышленный образ. Его собственная экспрессия усиливается искусственной.
Когда на выставке нельзя поместить сам предмет, то используется его графическое, фото- или киноизображение или модель - макет предмета. Эта концепция выражения художественным сокращением, знаком, образом находит себе место повсюду, где нельзя показать сам предмет, где вместо целого нужно представить только его часть, отдельный элемент, где можно использовать свободу интерпретации. Изображенный предмет не достигает того эффекта, что действительный, зато создает большие возможности трактовки образа.
Благодаря использованию этой формы экспонатов на выставке можно увидеть такие вещи, которых не увидишь в повседневной жизни. Можно наблюдать микроструктуры и огромные пространства, сложные устройства точных механизмов; можно остановить мгновение, нарушить очередность фактов. Фотография и кино дают тысячи способов показа предмета в различных ситуациях, в разном контексте, в статике и динамике, в произвольно выбранном масштабе. Это преодоление естественных ограничений служит компенсацией за отсутствие самого предмета.
Имея признаки реальности, модель, исполненная в трех измерениях, содержит не меньше фантастических черт, чем какая-нибудь фотография или фильм. Модели зданий, атомов, заводов и машин, автомобиля являются заменителями самих предметов. Однако они никогда не повторяют натурально предмет, не копируют его, а воспроизводят отдельные его элементы.
«Анатомический человек» из павильона ГДР на выставке в Москве, казалось, идеально отображал размеры, формы и физиологию человеческого организма. Однако модель отличалась от оригинала материалом использования. Прозрачная кожа модели была сделана из синтетики, которая не скрывала, а обнажала систему внутренних органов человека.
Такие предметы делают специально для выставок. Их вид может быть совершенно понятен для зрителей или же быть предметом мучительных догадок. В Хрустальном дворце (Лондон, 1851) наряду с другими чудесами изумление публики вызывал миниатюрный ножичек с 80 лезвиями. Гипертрофия потребительских функций этого инструмента позволяет причислить его к числу фантастических экспонатов, несмотря на всю обычность самого предмета.
На ряде международных выставок шведская фирма СКФ, производящая шарикоподшипники, демонстрировала точность своих изделий на такой установке: стальные шарики падали на плиту, дважды отскакивали и затем точно попадали в отверстие лишь немногим больше диаметра шарика. Посетители Международного салона в Париже в 1975 г. могли наблюдать, как экскаваторщик, зубом мощного экскаватора закрывал спичечный коробок, демонстрируя этим высокое качество системы управления машины.
Эффектное зрелище и своеобразный технический фокус являются подтверждением безупречного качества, абсолютной однородности шариков. Эти маленькие аттракционы всегда привлекали внимание посетителей.
Этот пример еще раз напоминает, как широко пользуется выставка зрелищным приемом для выявления качества экспонатов. Роль художника аналогична роли режиссера в этом зрелище и спектакле: довести его смысл до сознания зрителя.
Техника экспозиции дает все новые методы пробуждения интереса зрителей и тем самым повышения эффективности выставки.
В 1968 г. в Брно была проведена первая международная выставка по искусству экспозиции. Она показала немало остроумных приемов активизации внимания посетителя, выявила некоторые закономерности, лежащие в основе искусства экспозиции.
По своему существу техника экспозиции есть способ художественно осмысленной организации предметно-пространственной среды, окружающей посетителя выставки, с учетом цвета, формы, ритма, контраста. Эта среда создается предметами, восприятие которых ориентируется и усиливается применением всякого рода средств эмоционального воздействия. Материальный предмет благодаря этим средствам воспринимается как образ и становится объектом мышления.
Таким путем техника экспозиции активизирует ее восприятие. Остается повторить, что исходным моментом образного восприятия предметно-пространственной среды является предмет, экспонат, его величина и динамика формы. Именно он является материальной первоосновой восприятия идеи и темы выставки.
Нередко экспонаты представляют большую материальную ценность, и художник-проектант должен предложить такую его демонстрацию, чтобы предупредить возможность его повреждения, разрушения или хищения. Такой экспонат должен быть тактично огражден от попыток прикосновения к нему рукой и тем более от попыток хищения. Прочная стеклянная витрина, стеклянный колпак в основном выполняют эти функции, защищая предметы от пыли и злоумышленников. Чтобы не дать подходить к такому ценному экспонату слишком близко, можно, например, создать на полу вокруг витрины зону с крупной галькой, неудобство ходьбы по которой должно остановить не в меру любопытных посетителей. Можно создать искусственное понижение пола вокруг постамента, на котором лежит ценный экспонат.
all-stroy.ru демонтажные работы
Лекционный материал Российского Нового Университета