Имеет ли смысл туристической организации разрабатывать собственные программы автоматизации?
На первый взгляд, на поставленный в названии вопрос надо отвечать отрицательно. Как и советует нам Александр Галиновский, руководитель фирмы-производителя самой известной в России программы для туризма:
Общая незыблемая рекомендация – работайте с профессионалами, т.е. с нами. Каждый из нас на туристическом рынке не первый год. Мы знаем, что вам надо и что делать, чтобы не допустить критической ситуации. Да, мы берем деньги за свою работу, и больше, чем студенты. Но вы должны помнить: скупой платит дважды, иногда трижды. Набирая техперсонал, проконсультируйтесь с нами. В конечном счете мы заинтересованы, чтобы у вас, а следовательно, и у нас было меньше проблем в плане автоматизации.
Александр Галиновский. «Когда и какая автоматизация нужна»
Всё вроде логично. Действительно, лучше купить софт, разработанный профессионалами, чем работать на самодельных программах. Неужели руководители турфирм этого не понимают?
Понимают.
Вы когда-нибудь слышали о турфирме, разрабатывающей «под себя» текстовый редактор? Электронные таблицы? Браузер? И т.п.?
То есть руководство турфирм вполне готово использовать качественное программное обеспечение, не ими разработанное (купленное или скопированное — другой вопрос, вносящий в наше обсуждение ненужные эмоции и вообще уводящий разговор в сторону). И совсем не склонно к подвигам вроде разработки собственного почтового клиента.
Почему же они так не склонны покупать наши разработки?
Это вопрос к нам. К разработчикам софта для туризма.
В статьях, посвящённых анализу неудач автоматизации в различных организациях, разбираются самые разные причины (как правило, во всех неудачах обвиняется многострадальный персонал, чуть реже к нему добавляется и руководство фирмы-жертвы автоматизации). Но самая главная и самая частая причина — несоответствие программы задачам, которые она призвана решать — не упоминается даже для приличия. Даже для логической завершённости обзора. Пора восполнить этот досадный пробел.
Пора рассказать, как мы вынуждаем турфирмы разрабатывать собственные продукты.
Первое, оно же главное. Покупатели разработок для туризма не могут почувствовать себя хозяевами положения. У них стоит продукт, который они бессильны изменять даже в мелочах.
А как же мы? Неужто мы не поможем подогнать наш продукт под пожелания покупателя (хотя бы и за деньги)? Даже наши статьи заставляют их усомниться в этом. Наше отношение к их мнению они могут вычитать из такого, например, пассажа:
Если вы решили, что программный продукт, купленный вами, не годится, что вам надо более простой или более сложный, что специфика вашей деятельности требует софта, специально под вас написанного, вы занимаете не свое место.
Александо Галиновский. «О некоторых аспектах автоматизации с точки зрения руководителя турфирмы»
Мы порой отказываемся понимать, что есть особенности построения работы турфирмы, на которой она поднялась, которая вывела её на тот уровень, на котором ей потребовалась автоматизация. И которую они хотели бы сохранить. Что мы им отвечаем на это? А подчас вот что:
Не старайтесь подогнать [выделено автором — Ю.М.] купленный программный продукт под вашу старую технологию работы... Смелее идите на изменение технологии работы, и вы сможете более полноценно использовать все возможности купленного софта.
Александо Галиновский. «О некоторых аспектах автоматизации с точки зрения руководителя турфирмы»
Заметьте: это ведь не подслушанные разговоры. Это статьи для потенциальных клиентов. Но даже они способны побудить турфирмы писать собственные программы. А что другие разработчики подчас говорят в личных беседах с руководством турфирмы — хоть стой, хоть падай. И бедолага-руководитель турфирмы со смутным ужасом понимает: только нанятому им самим программисту он может внушить уважение к своей схеме работы и к своим нуждам.
Вот мы и затронули ещё одну проблему: а кто будет участвовать во внедрении купленной программы в фирме-покупателе «серийной» программы? Может ли так случиться, что «те же ребята за ту же зарплату»?
Очень даже может.
Разработчики софта искренне верят, что создали продукт, полностью подходящий всем, кому он предназначен (турагентам, туроператорам или им всем сразу). Ну а если покупатель решил, что программный продукт, купленный им, не годится — он, как известно, занимает не своё место. А это означает, что никаких изменений в программу вносить не надо: «Да, безусловно, всегда возникают проблемы типа «как нам завести такие-то цены на такой-то отель», но их, как правило, всегда можно решить тем или иным организационным способом.». Таким образом, программа будет внедряться as is («как есть» — англ. ).
А раз так — то всё внедрение состоит в установке программы на рабочие места и в объяснении персоналу, как с программой работать. Справятся ли с этим, скажем, студенты? Вполне...
Всё это, по мнению разработчиков софта, надо перетерпеть хотя бы для того, чтобы иметь гарантированную техническую поддержку. Страшилка звучит обычно так: «Ну и где потом Вы будете искать программистов, которые написали Вам программу?»
Вопрос серьёзный. Как и встречные вопросы:
* А так ли уж крепка гарантия, что фирма-производитель софта не исчезнет и не перепрофилируется?
* А если фирма-производитель в другом городе — проще ли будет получать поддержку?
* А так ли уж оперативна и эффективна тех. поддержка фирмы-производителя софта?
Последний вопрос наиболее острый. Крайне сомнительно, чтобы фирма-разработчик смогла найти свободные ресурсы для вноса незапланированных изменений в программу. Придётся ждать недели, а то и месяцы. Ещё один аргумент в пользу собственных разработок...
Так правильно ли турфирме разрабатывать свою программу?
Нет.
В большинстве случае итог окажется убогим. Всё-таки немногие руководители турфирм имеют опыт руководства разработки программными продуктами. Они не смогут оценить уровень программистов при приёме их на работу. Больше того. Они вряд ли смогут оценить качество их работы после её завершения.
Выход есть!
Подход, который я хочу предложить, широко применяется многими организациями (и туристическими в частности) при создании своих сайтов. Т.е. взять основу с открытым кодом и настроить её в соответствие со своими нуждами. Как, например, форум phpBB.
Есть ли такие средства для туризма? Я полагаю, есть....
Автор: Максименко Юрий,
разработчик программы "ТурМенеджер"На первый взгляд, на поставленный в названии вопрос надо отвечать отрицательно. Как и советует нам Александр Галиновский, руководитель фирмы-производителя самой известной в России программы для туризма:
Общая незыблемая рекомендация – работайте с профессионалами, т.е. с нами. Каждый из нас на туристическом рынке не первый год. Мы знаем, что вам надо и что делать, чтобы не допустить критической ситуации. Да, мы берем деньги за свою работу, и больше, чем студенты. Но вы должны помнить: скупой платит дважды, иногда трижды. Набирая техперсонал, проконсультируйтесь с нами. В конечном счете мы заинтересованы, чтобы у вас, а следовательно, и у нас было меньше проблем в плане автоматизации.
Александр Галиновский. «Когда и какая автоматизация нужна»
Всё вроде логично. Действительно, лучше купить софт, разработанный профессионалами, чем работать на самодельных программах. Неужели руководители турфирм этого не понимают?
Понимают.
Вы когда-нибудь слышали о турфирме, разрабатывающей «под себя» текстовый редактор? Электронные таблицы? Браузер? И т.п.?
То есть руководство турфирм вполне готово использовать качественное программное обеспечение, не ими разработанное (купленное или скопированное — другой вопрос, вносящий в наше обсуждение ненужные эмоции и вообще уводящий разговор в сторону). И совсем не склонно к подвигам вроде разработки собственного почтового клиента.
Почему же они так не склонны покупать наши разработки?
Это вопрос к нам. К разработчикам софта для туризма.
В статьях, посвящённых анализу неудач автоматизации в различных организациях, разбираются самые разные причины (как правило, во всех неудачах обвиняется многострадальный персонал, чуть реже к нему добавляется и руководство фирмы-жертвы автоматизации). Но самая главная и самая частая причина — несоответствие программы задачам, которые она призвана решать — не упоминается даже для приличия. Даже для логической завершённости обзора. Пора восполнить этот досадный пробел.
Пора рассказать, как мы вынуждаем турфирмы разрабатывать собственные продукты.
Первое, оно же главное. Покупатели разработок для туризма не могут почувствовать себя хозяевами положения. У них стоит продукт, который они бессильны изменять даже в мелочах.
А как же мы? Неужто мы не поможем подогнать наш продукт под пожелания покупателя (хотя бы и за деньги)? Даже наши статьи заставляют их усомниться в этом. Наше отношение к их мнению они могут вычитать из такого, например, пассажа:
Если вы решили, что программный продукт, купленный вами, не годится, что вам надо более простой или более сложный, что специфика вашей деятельности требует софта, специально под вас написанного, вы занимаете не свое место.
Александо Галиновский. «О некоторых аспектах автоматизации с точки зрения руководителя турфирмы»
Мы порой отказываемся понимать, что есть особенности построения работы турфирмы, на которой она поднялась, которая вывела её на тот уровень, на котором ей потребовалась автоматизация. И которую они хотели бы сохранить. Что мы им отвечаем на это? А подчас вот что:
Не старайтесь подогнать [выделено автором — Ю.М.] купленный программный продукт под вашу старую технологию работы... Смелее идите на изменение технологии работы, и вы сможете более полноценно использовать все возможности купленного софта.
Александо Галиновский. «О некоторых аспектах автоматизации с точки зрения руководителя турфирмы»
Заметьте: это ведь не подслушанные разговоры. Это статьи для потенциальных клиентов. Но даже они способны побудить турфирмы писать собственные программы. А что другие разработчики подчас говорят в личных беседах с руководством турфирмы — хоть стой, хоть падай. И бедолага-руководитель турфирмы со смутным ужасом понимает: только нанятому им самим программисту он может внушить уважение к своей схеме работы и к своим нуждам.
Вот мы и затронули ещё одну проблему: а кто будет участвовать во внедрении купленной программы в фирме-покупателе «серийной» программы? Может ли так случиться, что «те же ребята за ту же зарплату»?
Очень даже может.
Разработчики софта искренне верят, что создали продукт, полностью подходящий всем, кому он предназначен (турагентам, туроператорам или им всем сразу). Ну а если покупатель решил, что программный продукт, купленный им, не годится — он, как известно, занимает не своё место. А это означает, что никаких изменений в программу вносить не надо: «Да, безусловно, всегда возникают проблемы типа «как нам завести такие-то цены на такой-то отель», но их, как правило, всегда можно решить тем или иным организационным способом.». Таким образом, программа будет внедряться as is («как есть» — англ. ).
А раз так — то всё внедрение состоит в установке программы на рабочие места и в объяснении персоналу, как с программой работать. Справятся ли с этим, скажем, студенты? Вполне...
Всё это, по мнению разработчиков софта, надо перетерпеть хотя бы для того, чтобы иметь гарантированную техническую поддержку. Страшилка звучит обычно так: «Ну и где потом Вы будете искать программистов, которые написали Вам программу?»
Вопрос серьёзный. Как и встречные вопросы:
* А так ли уж крепка гарантия, что фирма-производитель софта не исчезнет и не перепрофилируется?
* А если фирма-производитель в другом городе — проще ли будет получать поддержку?
* А так ли уж оперативна и эффективна тех. поддержка фирмы-производителя софта?
Последний вопрос наиболее острый. Крайне сомнительно, чтобы фирма-разработчик смогла найти свободные ресурсы для вноса незапланированных изменений в программу. Придётся ждать недели, а то и месяцы. Ещё один аргумент в пользу собственных разработок...
Так правильно ли турфирме разрабатывать свою программу?
Нет.
В большинстве случае итог окажется убогим. Всё-таки немногие руководители турфирм имеют опыт руководства разработки программными продуктами. Они не смогут оценить уровень программистов при приёме их на работу. Больше того. Они вряд ли смогут оценить качество их работы после её завершения.
Выход есть!
Подход, который я хочу предложить, широко применяется многими организациями (и туристическими в частности) при создании своих сайтов. Т.е. взять основу с открытым кодом и настроить её в соответствие со своими нуждами. Как, например, форум phpBB.
Есть ли такие средства для туризма? Я полагаю, есть....