Особенность работы туристских фирм состоит в том, что практически 80 % туров продаются физическим лицам, поэтому чаще всего расчеты осуществляются наличными денежными средствами.
Бланки строгой отчетности
Письмом Минфина России от 16 июня 1994 года №16-30-65 «Об утверждении бланков строгой отчетности (вместе с формами туристских путевок, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30 января 1997 года №1236, №1237, №1238)» утверждены представленные Российской ассоциацией социального туризма формы документов строгой отчетности, используемые при расчетах с населением для учета наличных денежных средств:
- туристические путевки (три вида);
- накладная-счет для получения наличных денежных средств за путевки;
- талоны на питание.
Также Минфином России письмом от 10 апреля 1996 года №16-00-30-19 «Об утверждении форм документов строгой отчетности (вместе с формой ТУР-1 «Туристская путевка», зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 30 января 1997 года №1239)» по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам утверждена форма ТУР-1 «Туристская путевка», используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин как бланк строгой отчетности.
Обратите внимание!
Формы бланков строгой отчетности, отвечающие ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 года №171, но не позднее 1 сентября 2007 года.
Туристская путевка - это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. Поэтому, чтобы оформить путевку, необходимо полностью сформировать комплекс услуг и отразить его условия в путевке. То есть на момент выдачи туристу путевки туроператор (турагент) должен заключить договоры с третьими лицами на все оказываемые туристу услуги.
Как правило, туроператоры выписывают путевки по форме ТУР-1, являющейся бланком строгой отчетности и позволяющей работать без применения контрольно-кассовой техники. Порядок использования бланков определяется внутренними распорядительными документами туристскойорганизации.
Однако форма ТУР-1 имеет существенный недостаток: в ней предусмотрен единственный отрывной талон, и поэтому наличные денежные средства с выпиской такого бланка могут быть приняты только один раз.
Бухгалтерский и налоговый учет бланков строгой отчетности.
Затраты на приобретение бланков строгой отчетности туристические организации относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием услуг.
В бухгалтерском учете эти расходы в соответствии с ПБУ 10/99 признаются расходами по обычным видам деятельности. Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н (далее – План счетов бухгалтерского учета), предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности».
Приобретение бланков (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 в условной оценке, например 1 руб., что дает возможность определять количество бланков, находящихся на хранении. Списание бланков отражается по кредиту счета 006 на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения.
При приобретении бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете организации производятся следующие записи:
Корреспонденция счетов |
Содержание операции |
|
Дебет |
Кредит |
|
10 |
60 (71, 76) |
Приобретены бланки строгой отчетности по фактической себестоимости |
19 |
60 |
Учтен НДС по приобретенным бланкам |
26 |
10 |
БСО переданы в использование |
006 |
|
Приняты к учету бланки строгой отчетности для хранения |
68 |
19 |
Принят к вычету НДС |
60 |
51 |
Погашена задолженность поставщику за приобретенные бланки |
|
006 |
Списаны использованные бланки строгой отчетности |
Расходы туристских организаций на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков, нужно производить сразу при выдаче их в производство, а не по мере их выдачи клиенту в ходе оказания услуги.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.
ПРИМЕНЕНИЕ ККТ ПРИ РАСЧЕТАХ С НАСЕЛЕНИЕМ
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон №54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Если туристические фирмы получают с туристов частичную предоплату за путевку, при этом возникает необходимость применения контрольно-кассовой техники, поскольку бланки приходных кассовых ордеров, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», не являются бланками строгой отчетности и не могут применяться в данном случае.
Минфин России в письме от 8 декабря 2005 года №03-01-20/5-231 разъяснил, что в случае получения туристской фирмой аванса за оказание туристских услуг необходимо применять контрольно-кассовую технику.
При окончательном расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчетности ТУР-1 на полную стоимость услуги.
Невыдача документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовому чеку, а также неприменение ККТ при наличных денежных расчетах являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Также является обязательным применение контрольно-кассовой техники в случае оказания дополнительных услуг туристам.
Туристская организация для приема, хранения, выдачи денежных средств должна иметь кассу. Порядок ведения кассовых операций в организациях утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года №40н.
Пример 1.
Туристская фирма оказывает услуги физическим лицам по оформлению загранпаспортов. Принимая денежные средства от клиентов, фирма использует бланки строгой отчетности. Правомерны ли действия туристской фирмы?
В настоящее время не предусмотрены бланки строгой отчетности, которые можно было бы применять при расчетах с населением за оформление загранпаспортов. Следовательно в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ туристская фирма обязана применять ККТ.
Окончание примера.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ:
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».
В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2003 года по делу №Ф08-1014/2003-391А суд принял решение о привлечении организации к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения бланков строгой отчетности или контрольно-кассовой машины.
Организации, осуществляющие расчеты с помощью контрольно-кассовой техники, обязаны выдавать покупателям (заказчикам) чеки, подтверждающие прием от них наличных денежных средств.
На каждую кассовую машину администрация туристской организации обязана завести Журнал кассира-операциониста, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера организации и печатью. Согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным письмом Минфина России от 30 августа 1993 года №104, допускается ведение общей книги на все машины. Паспорт кассовой машины, Журнал кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у руководителя организации или главного бухгалтера.
Показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков записываются в Журнал кассира-операциониста, причем данные на начало и окончание рабочего дня заверяются подписями представителя администрации и кассира-операциониста.
Таким образом, разница между показателями счетчика на начало и конец дня является дневной выручкой, принятие ее к учету подтверждается главной кассой в кассовом отчете. Данная сумма должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку. При расхождении сумм фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам, представитель администрации с кассиром должны выявить его причину. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы Журнала кассира-операциониста.
Журнал кассира-операциониста должен заполняться ежедневно.
По результатам проверки администрация организации в случае недостачи денежных средств принимает меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств принимает их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
источник klerk.ru