Если вы решили организовать собственное турагентство,
вам необходимо знать некоторые формальности и правила, действующие
в турбизнесе.
Туристическая деятельность регулируется отраслевым законом
В настоящий момент туристическое законодательство выделяет три вида
туристической деятельности, подлежащей лицензированию — это турагентская
деятельность, туроператорская деятельность и деятельность по продаже
прав на клубный отдых
Для получения туристической лицензии необходимо соблюсти ряд требований,
изложенных в Положении о лицензировании туроператорской
и турагентской деятельности. В частности, вам понадобится наличие
арендованного или собственного помещения, а так же минимальное число
штатных сотрудников со стажем работы в области туризма не менее
трех лет для агента и пяти лет для оператора. Полный перечень лицензионных
требований можно посмотреть на сайте travelexpert.ru.
Лицензию можно получить как на юридическое лицо
Следующее необходимое условие легальной деятельности турфирмы — наличие
сертификата соответствия требованиям безопасности ГОСТ. Несмотря
на добровольный порядок сертификации, его наличие остается лицензионным
требованием для работы турфирм, указанным в Положении
о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.
Оформление сертификата обойдется начинающей турфирме примерно
в 6-7 тысяч рублей.
Если турфирма собирается продавать авиабилеты, отдельно оформляется сертификат
на продажу и бронирование авиаперевозки. Условия сертификации
определены Федеральными Авиационными правилами и включают в себя
требования к помещению, персоналу, системам бронирования
и безопасности. Продажа авиабилетов осуществляется на агентских
условиях, для чего необходимо заключить договор с авиакомпанией или
уполномоченным агентом.
Турагент самостоятельно выбирает, с кем из туроператоров сотрудничать:
как правило, этот выбор мотивируется оптимальными ценами, размером комиссии,
надежностью и удобством работы. Сейчас на туристическом рынке есть
достаточное число опытных туроператоров практически по каждому
туристическому направлению. Познакомиться с ними можно
на профессиональных туристических ярмарках в Москве, таких как МИТТ
Выбрав оператора, турагент подписывает агентский договор и получает
вознаграждение с каждого проданного тура, в среднем 10%. Если
турагент успешно продает путевки туроператора, агентское вознаграждение может
увеличиться. Агентству следует уделять повышенное внимание подписываемым
договорам: их условия могут быть весьма суровы, особенно в части
аннуляции и изменения брони.
Качество работы туроператора во многом определяется его способностью
быстро и бесконфликтно решить проблемы с туристами, возникшие,
например, из-за задержки авиарейса, перебронирования мест в отеле, замены
экскурсии и т.п. Деятельность турфирм подвержена значительному риску
предъявления потребительских претензий, как, впрочем, и любая другая
услуга, связанная с частными лицами. О специфических рисках
в работе турфирм мы поговорим в следующей статье.
Повышенную комиссию также получают турфирмы, входящие в состав агентских
сетей, таких как
Нередко туроператоры создают собственную агентскую сеть или просто
дополнительные точки розничных продаж с целью увеличения объема торговли
и повышения узнаваемости брэнда. Эффективность работы многократно
возрастает, если эти торговые точки объединены общей системой бронирования и учета.
Если вы собираетесь открывать сразу несколько агентств или филиалов,
позаботьтесь заранее о технологических решениях управления бизнесом.
Подготавливая офис к работе, не следует забывать о правовых
требованиях к договорам. Как минимум, турфирме понадобится форма Договора
с клиентом и Заявка, которую будет заполнять турист, а также
туристская путевка по форме ТУР-1. В том случае, если при оформлении
тура не выдается путевка, требуется наличие кассового аппарата,
зарегистрированного в налоговом органе. Некоторые требования
к договору с туристом отражены в статье 10 Закона
Следует учесть, что никакой договор не заменит грамотную работу
сотрудников: можно оградиться от возможных неприятностей, предусмотреть
в договоре все формальности, но элементарная ошибка менеджера перечеркнет
все ваши усилия и поставит фирму под угрозу судебного взыскания. Поэтому
особое внимание при создании турфирмы следует уделить профессиональной
подготовке менеджеров. Для этой цели существуют семинары и рекламные туры,
периодически организуемые туроператорами для агентов.
Организация работы туристической компании связана с целым рядом правовых
вопросов, требующих внимания специалистов с первых дней существования
фирмы — это постановка учета и документооборота, разработка
договоров, финансовой и налоговой схемы, определение порядка
взаимодействия с партнерами и клиентами и т.д. Нередко ошибки
первых месяцев работы не позволяют успешно развиваться бизнесу
и влекут за собой значительные штрафы. Чтобы избежать подобных неприятностей
и правильно организовать свой бизнес, рекомендуется воспользоваться
услугами по консалтингу и юридической поддержке в процессе
создания турфирмы.
Георгий Мохов,
генеральный директор юридического агентства Persona Grata