Говоря о защите предприятия, мы не подразумеваем
физическую защиту в виде решёток на окнах или охранника при
входе — хотя это тоже немаловажные факторы. Речь пойдёт об элементах
правовой защиты предприятия как комплекса мер, позволяющего снизить риски
предпринимательской деятельности.
К сожалению, закон не устанавливает конкретную правовую модель
взаимоотношений для участников туристического оборота, а именно —
отношений между туристом и турагентом, турагентом и туроператором,
туроператором и перевозчиком, отелем, санаторием или другими поставщиками
услуг. Соответственно, в законе не разграничена ответственность
участников туристического рынка в случае нарушения обязательств перед
туристом и причинения ему убытков.
Вследствие этого степень ответственности турфирмы перед туристом определяется
в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела,
представленных доказательств и, как это ни прискорбно, возможностей
туриста применить административный ресурс и надавить
на турфирму-ответчика.
Однако основную опасность для турфирмы, с точки зрения ответственности,
на наш взгляд представляют не потребители-туристы,
а государственные контролирующие органы.
Отсутствие чёткой регламентации в законе позволяет трактовать нормы
в ту или иную сторону в зависимости от ситуации. Таким
образом, единственный способ оградить себя от чрезмерной ответственности
перед потребителем — это предпринять необходимые действия, позволяющие
трактовать и применять нормы закона в свою пользу
Существует масса государственных ведомств, которые вправе оштрафовать турфирму
и её руководителя за нарушение того или иного закона, начиная от пожарников
и заканчивая той же налоговой инспекцией.
Даже при соблюдении всех норм закона очень трудно избежать ответственности,
а уж если вы что-то откровенно нарушаете
Отсутствие чёткой регламентации в законе позволяет трактовать его нормы
в пользу той или иной стороны, в зависимости от конкретной
ситуации. Насколько трудно предпринимателю соблюдать законы, настолько же
трудно контролирующим органам доказать нарушение. Любой штраф может быть
оспорен в суде, любое взыскание может быть признано незаконным.
Определённые изменения в этой ситуации произошли в связи
с изменениями в Налоговом Кодексе РФ, практически отменившими
презумпцию невиновности налогоплательщика.
В соответствии с изменениями Налогового кодекса, вступившими
в силу 1 января 2007 года
Таким образом, виновность лица в совершении налогового правонарушения
теперь может быть доказана самими налоговыми органами, без обязательного
решения суда.
Единственный способ оградить себя от чрезмерной ответственности — это
предпринять необходимые действия, позволяющие в случае спора
с контролирующими органами обеспечить достаточные доказательства
соблюдения вами норм закона. Для этого следует максимально следить
за формальной стороной деятельности фирмы.
В качестве элементов правовой защиты можно выделить несколько
комплексных мер:
1. Соблюдение формальных требований закона к легализации деятельности
турфирмы в период её создания:
— регистрация предприятия или индивидуального предпринимателя без образования
юридического лица;
— получение лицензии на выбранный вид деятельности и сертификация
безопасности туристических услуг;
— получение иных разрешений и лицензий в зависимости от вида
деятельности, например медицинской лицензии
— постановка на учёт в налоговом органе, выбор системы
налогообложения и постановка учётной политики;
— подготовка необходимых бланков строгой отчётности, регистрация кассового
аппарата, обеспечение документов для осуществления расчётов — как
наличных, так и безналичных;
— соблюдение требований к помещению — ГОСТ-а и правил торговли
2. Разработка учётной политики и документооборота. Решите для себя, как
будет приниматься денежная наличность, какие документы будут выдаваться
на руки туристу, каким образом вы будете это делать
и в какой момент.
Если вы не применяете бланк строгой отчётности по форме
ТУР1 или ваша деятельность выходит за рамки туристической,
позаботьтесь о кассовом аппарате и книге кассира-операциониста. Если
вы применяете упрощённую систему налогообложения, позаботьтесь
о ведении книги доходов и расходов.
С самого начала деятельности поставьте бухгалтерский учёт
и документооборот на предприятии и старайтесь придерживаться
учётной политики и оформлять договора и приходно-расходные документы.
Как правило, именно ошибки в учёте, а не злой умысел становятся
причиной возникновения недоимки по налогам и, как следствие, штрафов
и взысканий.
3. Следующий элемент защиты — своевременная подача налоговых деклараций,
баланса и прочих отчётов, соблюдение правил учёта и отчётности
и правильное исчисление налогов в период деятельности.
Нередко несвоевременная подача отчёта провоцирует налоговую проверку —
в особенности, если действующая фирма с оборотами не сдаёт
отчётность длительное время. Также повышает риск проведения налоговой проверки
резкое изменение показателей
4. К документообороту относится и другой элемент защиты —
грамотные договора.
В первую очередь — грамотное отражение в договорах
с потребителем существенных условий, предусмотренных законом
Нарушение закона при оформлении договора с потребителем — популярная
причина для приостановления действия лицензии. Несоответствие договора
требованиям закона может послужить основанием для признания его
недействительным.
5. Ещё одна часть защиты — отражение в договорах с поставщиками,
агентами или партнёрами прав и обязанностей сторон и наличие
платёжных документов, подтверждающих факт проведения оплаты.
Если вы хотите располагать правовой возможностью взыскания убытков
со своих партнёров и поставщиков, вы должны иметь на руках
соответствующие доказательства — договор и платёжные документы,
подтверждающие наличие обязательства и факт заключения сделки.
В противном случае ни один арбитражный суд не примет ваши
требования о возмещении причинённых убытков или задолженности.
6. Далее — распределение обязанностей и полномочий сотрудников предприятия,
отражение в инструкциях и приказах объёма обязанностей работников
предприятия, информирование сотрудников и должностных лиц предприятия
об обязательных требованиях и правилах, установленных законом.
Например, запрет принимать наличную валюту, обязанность выдавать турпутёвку или
кассовый чек, обязанность выдавать договор и подписывать изменения
к договору и так далее.
Следует учесть, что ответственность за действия работника несёт
предприятие, и именно неграмотными действиями сотрудников может быть причинён
вред и потребителю, и фирме. Информированность сотрудников
об обязательных правилах и определение их должностных
обязанностей — важнейший элемент защиты.
Немаловажно и соблюдение трудового законодательства: при определении
обязанностей работника нужно соблюсти требования трудового законодательства
и для начала установить трудовые отношения. Нередко бывает так, что
инструкция на работника составлена и им подписана,
а доказать, что работник принят на работу, не представляется
возможным, поскольку нет ни приказа, ни заявления, ни трудового
договора.
Чтобы иметь возможность взыскать с сотрудника убытки, причинённые
им фирме, необходимо подтверждение трудовых отношений.
7. Другой важный элемент, обеспечивающий защиту турфирмы — обучение
сотрудников, профессиональная подготовка персонала.
Элементарная ошибка менеджера при оформлении тура может свести на нет все
ваши методы правовой защиты, грамотный договор, документооборот и учёт.
Правильная мотивация туриста при выборе тура также находится в ведении
менеджера: то, как он объяснит туристу состав услуги, должно впоследствии
обеспечить отсутствие немотивированных претензий.
8. Ещё одна важная составная часть защиты — информированность сотрудников
о правилах поведения в конфликтных ситуациях с туристом
и правилах поведения при проверках государственных контролирующих органов.
Каждый сотрудник обязан знать, что претензия должна предъявляться
в письменной форме, что срок ответа на претензию — десять дней,
что претензия должна быть передана руководителю или уполномоченному
должностному лицу. Сотрудник не должен самостоятельно отвечать туристу
на претензию и давать какие-то разъяснения. Если туристу возвращаются
документы или деньги, необходима письменная расписка с указанием суммы
и причины возврата.
9. Следующий элемент, который можно отнести к факторам защиты —
контроль за публичными предложениями, то есть предложениями,
предназначенными для неограниченного круга потребителей, а так же
рекламными каталогами, буклетами и прочей информацией, предоставляемой
покупателю.
Во-первых, то, что и как рекламируют туристические фирмы, нередко служит
основанием для проверок антимонопольного органа по признакам нарушения
законодательства о рекламе.
Во-вторых, ваши предложения могут вводить в заблуждение потребителей,
неправильно мотивировать их при выборе туров, а как результат —
провоцировать претензии потребителей по качеству предоставленных услуг.
10. Отдельный
Нередко проверка трудовой инспекции по жалобе уволенного работника
приводит к последующей повторной проверке — для контроля
за исправлением нарушений. Если к вам один раз зашли
с проверкой, постарайтесь исправить недостатки и не допускать
Мы перечислили лишь несколько формальных элементов защиты, позволяющих
снизить риск ответственности. Каждый руководитель предприятия должен
позаботиться о комплексе мер, обеспечивающих юридически грамотное
соблюдение требований закона. И пусть вас не пугает обилие
необходимой
Георгий Мохов
юрист, член Российского Союза Юристов, председатель Правовой Комиссии
Российского Союза Туриндустрии, генеральный директор юридического агентства