Интрига вокруг лицензирования туристической деятельности
длится уже не первый год. Ещё в середине 2004 года появились
публикации и интервью с упоминанием возможной отмены лицензирования
с 1 января 2005 года. В то время активно обсуждалась
возможность введения саморегулирования как способа управления в различных
отраслях хозяйства. В Государственную думу был внесён законопроект о саморегулировании,
определяющий общие положения и принципы действия этого механизма.
Предполагалось, что с переходом к саморегулированию необходимость
в государственном регулировании, а, следовательно,
и в государственном лицензировании отпадёт. Закон о саморегулировании
так и не был принят, но тема отмены лицензирования так активно
обсуждалась, что возникла иллюзия того, что вопрос уже решён
и лицензирование отменили. В результате многие туристические компании
не стали получать лицензии на турагентскую или туроператорскую
деятельность, ожидая их отмены. И тот факт, что это является
основанием для привлечения к ответственности по ст. 14.1. КоАП РФ,
ст.171 УК РФ за незаконную предпринимательскую деятельность
Важным событием в отрасли стало образование в конце 2004 года
отдельного государственного ведомства — Федерального Агентства
РФ по туризму
2005 год ознаменовался продолжением дискуссии об отмене
лицензирования в рамках административной реформы. Предполагалась отмена
лицензирования уже с 1 января 2006 года,
но с одновременной заменой лицензирования на другие,
альтернативные формы государственного регулирования с обеспечением
финансовых гарантий деятельности туроператоров. Внятных объяснений причин,
по которым существующий механизм госрегулирования нужно менять
на другой — по сути такой же — представители власти
не дали. Поскольку никаких способов альтернативного госрегулирования
предложено не было, лицензирование туроператорской и турагентской
деятельности сохранено в неизменном виде до 1 января
2007 года. Госдума приняла соответствующие поправки к закону
о лицензировании отдельных видов деятельности 5 июля 2005 года.
Теперь у законодателей есть время до 1 января
2007 года — на то, чтобы разработать, законодательно закрепить
и внедрить на практике новые способы государственного регулирования
и контроля за туристической отраслью.
Ниже мы рассмотрим несколько вариантов и направлений развития
регулирования в сфере туризма в случае отмены лицензирования или
замены на альтернативные разрешительные схемы. Данные варианты
не являются законопроектами и не предложены органами
власти — это лишь направления мысли, по которым могут пойти
законодатели.
Нормативная справка
Лицензирование отдельных видов деятельности является институтом гражданского
права и в соответствии с ч. 3 п. 1 ст.
49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется
федеральным законом.
Обязательное лицензирование туроператорской деятельности, турагентской
деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых
установлено Федеральным Законом № 128-ФЗ
Ссылка на необходимость наличия туристической лицензии содержится
в ряде нормативных актов. В частности, наличие лицензии необходимо
для аккредитации туристической компании в ДКС МИД РФ с целью
приёма иностранных граждан в РФ (Положение о регистрации
в МИД РФ организаций в целях оказания им консульских
услуг), наличие той же лицензии упоминается в разъяснениях, письмах
МНС РФ, поскольку необходимо для правильного исчисления налоговой базы
налогоплательщика и определения состава затрат налогоплательщика. Наличие
лицензии предусмотрено государственными стандартами ГОСТ и необходимо для
целей сертификации. Кроме того, субъектами Российской Федерации принято более
40 законов, регулирующих сферу туризма, в ряде из них
предусмотрено обязательное наличие лицензии при осуществлении туристической
деятельности.
Вариант 1: Саморегулирование
Функции лицензирующего органа и контроль за исполнением лицензионных
требований полностью возложены на профессиональные объединения
Государственный реестр туристических организаций не ведётся,
государственный контроль за деятельностью турфирм осуществляют
исполнительные и административные органы
Обязательное членство в ассоциации должно быть отражено в отраслевом
законе
На сегодняшний день саморегулирование в туристической отрасли
невозможно без значительной редакции законодательства, строгой регламентации
деятельности уполномоченных ассоциаций и установления законом общих правил
деятельности туристических фирм. В противном случае развитие отрасли
по модели саморегулирования неизбежно откроет новые широкие возможности
для недобросовестной конкуренции на рынке.
Вариант 2: Саморегулирование с сохранением государственного контроля
В этом варианте разрешение на работу в туристической индустрии
выдаёт исполнительный орган власти, при отмене лицензирования возможен любой
вариант учёта
У рассматриваемого варианта есть преимущество по отношению
к первому — легализующий признак возникает с момента выдачи
разрешения государственным органом, соответственно приостановить право
на осуществление деятельности может и государство, у него
сохраняются функции контроля и учёта. Основанием для приостановления
аккредитации могут быть обстоятельства, отражённые в федеральном законе.
Вариант 3: Упрощённый способ аккредитации
Учётная аккредитация
Для упрощения разрешительной процедуры возможно сокращение формальных
требований к соискателю, например в части требований к персоналу
и офису, с одновременным расширением требований, касающихся
финансовой состоятельности или страхования ответственности перед потребителями.
Самый простой способ обеспечения ответственности — страхование, однако
вопрос о возможностях и желании страховых компаний страховать
подобные риски пока что не изучен. Сумма требуемой страховки должна
соответствовать рискам коммерческой деятельности того или иного предприятия.
Тут выглядит логично предварительная оценка рисков компании
по утверждённой законом модели. Например, риски компаний, реализующих туры
за рубеж с применением чартерной перевозки — значительно выше,
чем в автобусных турах по России. Соответственно, сумма достаточной
страховки должна рассчитываться страховой компанией по установленному
критерию с применением понижающих и повышающих коэффициентов.
Дополнительным способом обеспечения может быть поручительство третьих лиц,
в том числе банковская гарантия. Размер обеспечения также должен быть
дифференцирован, в зависимости от направлений и масштабов
деятельности турфирмы. Сумму гарантии нужно дифференцировать из расчёта
необходимого покрытия рисков. Условия предоставления финансовых гарантий должны
быть отражены в отраслевом законе, а банковская гарантия должна
содержать условия применения, чёткую регламентацию оснований для наступления
ответственности банка и платежа в пользу выгодоприобретателя.
Специальным способом обеспечения ответственности турфирм перед потребителями
может быть формирование резервного
Вариант 4. Аккредитация с приобретением патента
В качестве варианта юридической модели госконтроля предлагается
аккредитация турфирмы при условии приобретения патента на определённый
срок. Стоимость патента может быть детально дифференцирована в зависимости
от видов деятельности, заявляемых турфирмой при аккредитации. Патент будет
сочетать функции государственного разрешения и финансового обеспечения
ответственности. Денежные средства, полученные от реализации патентов,
могут быть направлены, в числе прочего, и на создание
компенсационного фонда или фонда поддержки предпринимательства. Продажа
патентов должна преследовать цель развития внутреннего и въездного туризма
за счёт средств, поступающих от выездного туризма. Стоимость патента
для предприятий внутреннего, экологического, оздоровительного туризма
в России должна быть многократно меньше, чем у фирм, вывозящих
туристов за рубеж. Патент может выдаваться как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов федерации. Патент может быть отозван без
возврата платежа при наступлении определённых обстоятельств, указанных
в федеральном законе, например при нарушении турфирмой положений,
установленных Законом
Конечно, каждый из этих способов регулирования требует экономического
расчёта и детальной регламентации. Возможно применение смешанных форм
регулирования, сочетающих в себе как признаки саморегулирования, так
и государственного контроля.
Вместо заключения — совет юриста предпринимателям: относитесь
с максимальным вниманием к оформлению разрешительных документов для
осуществления легальной деятельности и не делайте окончательных
выводов о необязательности того или иного документа на основании
газетных публикаций. А если у вас возникли вопросы о порядке
получения лицензии или иных разрешений для осуществления туристической
деятельности — обращайтесь в профессиональные юридические службы.
Георгий Мохов
юрист, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»