В туризме существует тенденция выделения сегментов по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента:
- Молодежный туризм (до 30 лет);
- Туризм среднего возраста (30-50 лет) ;
- Туризм третьего возраста (старше 50 лет).
Молодежный туризм– это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых. Для данного сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к познанию, общению и наличия свободного времени.
Для туризма среднего возраста–характерно преобладание семейного туризма. Это особенно важно при создании туристских комплексов в курортной местности.
Данный сегмент предъявляет повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсиям, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Необходимо в данном случае также помнить, что лица среднего возраста – это экономически активное население. Поэтому их желание совершать туристское путешествие связано с потребностью в отдыхе, связанном со сменой обстановки.
Ярко выраженной причиной сезонности данного сегмента является концентрация периодов отпусков и каникул.
Туризм третьего возраста требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия диетического питания, размещение в тихих и спокойных гостиницах. Особенностью данного сегмента является отсутствие ярко выраженной сезонности.
Существуют и другие сегментации туристского рынка. Например, эксперты ВТО на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем дохода. Основной целью их путешествия являются отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Для этого сегмента не характерно стремление к резкой смене впечатлений. Их, напротив, привлекает обстановка, не требующая смены привычек. Это касается как размещения, так и питания, которое должно быть ориентировано на интернациональную кухню. Эта категория туристов не имеет больших средств, чувствительна к ценам на услуги и в то же время крайне требовательна к их качеству. Основной принцип – за свои деньги получить все сполна.
Туристы, относящиеся к данному сегменту могут проявлять интерес к различным экскурсиям, которые могут сделать их путешествие более престижным при рассказе о нем друзьям, родственникам и знакомым.
Сувениры для этих туристов служат вещественным доказательством совершенной поездки, поэтому каждый турист обязательно купит хотя бы один дешевый сувенир.
В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия на близкие расстояния, в основном до ближайшего моря.
Ко второму сегменту относятся лица с уровнем доходов выше среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью путешествия для них является отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом в выборе места отдыха второй мотив превалирует.
К данному сегменту относятся любители дальних путешествий, проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны.
Поскольку у данных туристов познавательный мотив превалирует, то они могут примириться с отсутствием комфорта при посещении интересующего их региона в том случае, если иной возможности посетить данный регион нет.
Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем дохода. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений.
Здесь представлены две возрастные категории: средний и третий возраст. Если лица третьего возраста путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых.
Для этого сегмента интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.
Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие готовы израсходовать значительные средства, часто за счет сбережений.
Конкретные цели поездок могут быть различными. Главное, что объединяет туристов – стремление к личному опыту. Если целью путешествия является знакомство с жизнью других народов, то туристы живут среди местных жителей, едят их пищу, проявляют большой интерес к местному фольклору и местным ремеслам.
Этот сегмент туристского рынка весьма немногочислен, однако он в последние годы значительно вырос и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
Еще одним признаком сегментации в туризме является сегментация по побудительным мотивам, которые обуславливают цели путешествия. Сюда относятся:
- Маршрутно-познавательный;
- Спортивно-оздоровительный;
- Деловой и конгресс-туризм;
- Курортный и лечебный;
- Фестивальный;
- Охотничий и рыболовный;
- Экологический;
- Шоп-туризм;
- Религиозный;
- Учебный;
- Этнический;
- Транзитный и т.д.
В качестве примера еще одной классификации можно привести классификацию, данную германским исследователем Ганом, который различает 6 основных типов туризма:
- S-тип (от нем. Sonne, Sand, See – «солнце, песчаный пляж, море») – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегая суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.
- F-тип (нем. Fernr- und flirtorientierter, Erlebnisurlauber – «отпускник,, предпочитающий поездки на дальние расстояния) - калейдоскоп впечатлений и флирт; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста - «общество, удовольствие, смена впечатлений».
- W-1-тип (нем. Wald- und wanderorientiert – «любитель лесных прогулок и походов») – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды – вот их кредо. На отдыхе стремятся к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимаются.
- W-2-тип – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и высокие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история» – вторичны.
- А-тип (нем. Abenteur – «приключение») – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.
- B-тип (нем. Bildung- und Besichtigung – «образование и осмотр достопримечательностей») – любознательные туристы. Данная группа подразделяется на три подгруппы:
- «эксперты», коллекционирующие посещаемые и достопримечательности;
- «эмоциональные любители культуры и природы»;
- «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.
- Молодежный туризм (до 30 лет);
- Туризм среднего возраста (30-50 лет) ;
- Туризм третьего возраста (старше 50 лет).
Молодежный туризм– это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых. Для данного сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к познанию, общению и наличия свободного времени.
Для туризма среднего возраста–характерно преобладание семейного туризма. Это особенно важно при создании туристских комплексов в курортной местности.
Данный сегмент предъявляет повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсиям, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Необходимо в данном случае также помнить, что лица среднего возраста – это экономически активное население. Поэтому их желание совершать туристское путешествие связано с потребностью в отдыхе, связанном со сменой обстановки.
Ярко выраженной причиной сезонности данного сегмента является концентрация периодов отпусков и каникул.
Туризм третьего возраста требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия диетического питания, размещение в тихих и спокойных гостиницах. Особенностью данного сегмента является отсутствие ярко выраженной сезонности.
Существуют и другие сегментации туристского рынка. Например, эксперты ВТО на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем дохода. Основной целью их путешествия являются отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Для этого сегмента не характерно стремление к резкой смене впечатлений. Их, напротив, привлекает обстановка, не требующая смены привычек. Это касается как размещения, так и питания, которое должно быть ориентировано на интернациональную кухню. Эта категория туристов не имеет больших средств, чувствительна к ценам на услуги и в то же время крайне требовательна к их качеству. Основной принцип – за свои деньги получить все сполна.
Туристы, относящиеся к данному сегменту могут проявлять интерес к различным экскурсиям, которые могут сделать их путешествие более престижным при рассказе о нем друзьям, родственникам и знакомым.
Сувениры для этих туристов служат вещественным доказательством совершенной поездки, поэтому каждый турист обязательно купит хотя бы один дешевый сувенир.
В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия на близкие расстояния, в основном до ближайшего моря.
Ко второму сегменту относятся лица с уровнем доходов выше среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью путешествия для них является отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом в выборе места отдыха второй мотив превалирует.
К данному сегменту относятся любители дальних путешествий, проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны.
Поскольку у данных туристов познавательный мотив превалирует, то они могут примириться с отсутствием комфорта при посещении интересующего их региона в том случае, если иной возможности посетить данный регион нет.
Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем дохода. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений.
Здесь представлены две возрастные категории: средний и третий возраст. Если лица третьего возраста путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых.
Для этого сегмента интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.
Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие готовы израсходовать значительные средства, часто за счет сбережений.
Конкретные цели поездок могут быть различными. Главное, что объединяет туристов – стремление к личному опыту. Если целью путешествия является знакомство с жизнью других народов, то туристы живут среди местных жителей, едят их пищу, проявляют большой интерес к местному фольклору и местным ремеслам.
Этот сегмент туристского рынка весьма немногочислен, однако он в последние годы значительно вырос и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
Еще одним признаком сегментации в туризме является сегментация по побудительным мотивам, которые обуславливают цели путешествия. Сюда относятся:
- Маршрутно-познавательный;
- Спортивно-оздоровительный;
- Деловой и конгресс-туризм;
- Курортный и лечебный;
- Фестивальный;
- Охотничий и рыболовный;
- Экологический;
- Шоп-туризм;
- Религиозный;
- Учебный;
- Этнический;
- Транзитный и т.д.
В качестве примера еще одной классификации можно привести классификацию, данную германским исследователем Ганом, который различает 6 основных типов туризма:
- S-тип (от нем. Sonne, Sand, See – «солнце, песчаный пляж, море») – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегая суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.
- F-тип (нем. Fernr- und flirtorientierter, Erlebnisurlauber – «отпускник,, предпочитающий поездки на дальние расстояния) - калейдоскоп впечатлений и флирт; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста - «общество, удовольствие, смена впечатлений».
- W-1-тип (нем. Wald- und wanderorientiert – «любитель лесных прогулок и походов») – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды – вот их кредо. На отдыхе стремятся к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимаются.
- W-2-тип – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и высокие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история» – вторичны.
- А-тип (нем. Abenteur – «приключение») – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.
- B-тип (нем. Bildung- und Besichtigung – «образование и осмотр достопримечательностей») – любознательные туристы. Данная группа подразделяется на три подгруппы:
- «эксперты», коллекционирующие посещаемые и достопримечательности;
- «эмоциональные любители культуры и природы»;
- «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.