Витринные показы - это специализированная отрасль выставочного дела. Они должны с первого взгляда раскрывать характер выставки, делать ее посещение заманчивым. Экспонат, показанный в витрине выставки, призван дать исчерпывающее представление о номенклатуре и качестве демонстрируемых товаров. Нельзя поместить весь ассортимент товаров в витрине и ожидать при этом, что у зрителя будет создаваться художественный образ выставки. Поиски художественного эффекта - это творческий процесс. Продуманный эскиз, композиция, фон, цвет и освещение- существенно важные элементы представления экспоната в выгодном для него свете.
Витрины создают богатую возможность пластически разнообразить архитектурное пространство выставки и ее предметную среду. Они создают особую эмоциональную атмосферу, подчеркивают значимость и уникальность экспоната, дают возможность усилить палитру декоративных эффектов.
Для каждой витрины нужно тщательно отобрать экспонаты, продумать для них все необходимые подставки и дополнительные аксессуары. На каждую витрину необходимо сделать монтажный лист, т. е. чертеж-рисунок, показывающий систему аранжировки экспозиции. Монтажный лист исполняется в масштабе 1:10. Стиль и общий характер оформления витрины определяет художник-проектант.
Сюжетное решение витринной экспозиции состоит в правильном отборе экспоната, определении темы оформления витрины, которая в зависимости от ее габаритов может не только широко охватить конечные результаты работы той или иной отрасли народного хозяйства в виде готового продукта, но и показать средствами фотографии и графики уровень развития этой отрасли, затронуть социальные и политические моменты жизни страны.
Учет экономических факторов заставляет отдавать предпочтение экспонатам, сбыту которых хотят по тем или иным причинам способствовать устроители выставки.
По своему назначению выставочные и ярмарочные витрины могут быть торговыми или престижными. Торговые витрины рекламируют конкретный товар и рассчитаны на коммерческий эффект. Престижные витрины создают общее благоприятное впечатление о возможностях данной отрасли промышленности, фирмы или объединения. В этих витринах показывают новинки и внимание акцентируется на широкий ассортимент товаров.
В витринном оформлении должно быть подчеркнуто единство рационального и эмоционального, взаимосвязь сюжета и композиции. Декоратор должен для этого совершенствовать свое образное мышление и технические приемы.
Витринные композиции должны отражать направления развития промышленного дизайна и моды. Мода на товары широкого потребления не рождается каждый раз заново, а создается за счет обогащения имеющихся образцов новыми художественно-колористическими решениями, из которых основная часть является дальнейшим развитием заложенных ранее принципов и лишь очень небольшая - действительно художественным открытием.
Художникам-декораторам необходимо все глубже проникать в тайны народного искусства, использовать неисчерпаемые по своему разнообразию его образцы, которые могут быть использованы как элементы декоративной обработки общей композиции витрин. Выбор этих источников определяется не только стилистическими чертами прикладного и декоративного искусства, но и всем комплексом общественной жизни, обусловливающим закономерности развития моды.
Каждая страна должна искать в недрах своей истории присущие ей традиционные национальные мотивы. Ощущение современности в сочетании с романтическим будущим обогащает представление об окружающей действительности. Эти факторы лежат в основе творчества художника-декоратора, каждый должен подключаться к работе над проектом экспозиции в самом начале, разрабатывая приемы и формы показа экспонатов.
Указанные творческие принципы определяют не только сюжетное, но и декоративное решение витринной экспозиции, которое должно быть учтено в общем творческом решении эскизного проекта всей выставки.
Художник-декоратор пользуется разнообразными приемами композиций экспонатов в витрине, создавая из них различные пространственные формы. Для решения этой задачи ему необходимо знать закономерности построения композиции, тогда он сможет сознательно использовать пространственные формы для декоративной витрины выкладки экспонатов. Выразительность пространственного решения является одним из существенных факторов, воздействующих на зрителя. Секрет хорошего оформления витрины состоит в правильном использовании ее пространства. Мастерство художника проявляется в сочетании, группировке по величине, массе, ритму и пропорции элементов пространственных форм как внутри витрины, так и во всем интерьере выставки.
Успешное решение этой задачи требует четкого понимания следующих свойств пространственной формы: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса, фактура, цвет, светотень.
Геометрический вид формы определяется измерениями по трем координатам. Форма может быть объемной, плоскостной, линейной.
Простейшая объемная форма имеет одинаковые измерения по трем координатам- куб, шар; плоскостная форма имеет относительное равенство размеров по двум направлениям, а размер по третьему направлению предельно мал.
Линейная форма характеризуется значительным преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.
Меняя величину в направлении ширины, высоты, глубины, мы получаем переход от объема к плоскости, от плоскости к линии.
Положение формы в пространстве определяется по отношению к трем координатным плоскостям. Плоская форма может быть параллельна любой из них и занимать соответственно фронтальное (В), профильное (С) и горизонтальное положение (А), а также любое промежуточное.
Масса объемно-пространственной формы не является физическим понятием. В художественной практике - это ассоциативное восприятие количества вещества, заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Зрительное восприятие массы не соответствует абсолютной объемной величине формы. Масса ощутимее в объеме тел, приближающихся по форме к кубу или шару.
В практике декорирования важное значение имеет отношение массы объемно-пространственной формы к общему объему витрины. Экспозиция теряет свою выразительность, если ее масса занимает более половины витрины. Необходимо также учитывать и плотность заполнения общего объема витрины. Чрезмерное уплотнение затрудняет восприятие отдельных элементов.
Величина формы определяется соотношением величин ее элементов: соотношением ширины к высоте и к толщине, углом зрения наблюдателя.
При декоративных работах в витрине нужно учитывать, что зритель острее воспринимает контраст величины форм, который достигается подбором соотношений их трех измерений (высокая и низкая, широкая и узкая, объемная и плоская) и соотношением их общих размеров (большая и малая).
Фактура определяется строением поверхности формы (например, поверхность шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная и т. п.). Восприятие фактуры зависит от количества и величины элементов фактуры по отношению к величине рельефа элементов и от расстояния, с которого форма рассматривается. Крупнофактурные формы нужно использовать в глубине витринного пространства, а мелкофактурные целесообразно выносить на передний план.
Фактура (текстура) позволяет усиливать эффект контраста, который может быть еще более подчеркнут контрастом цветовым. Контраст привлекает внимание и широко используется в рекламе на выставках. Так, шелка хорошо выглядят на фоне кирпичной фактуры, костюмная ткань - на зеркальной плите или хромированной поверхности, фарфор и фаянс - на деревянных плоскостях темного цвета. Новые пластические материалы, такие, как пористый пенопласт, дают прекрасный фон для столового белья. Другие, более дешевые текстуры можно получить из грубой ткани типа рогожки, одноцветных синтетических ковров, гладкой кокосовой циновки, кирпичной крошки, грубой наждачной бумаги, волокнистого картона и подобных вполне доступных материалов.
Фактуру материала нужно учитывать не только при подборе фона, но и при компоновке экспонатов. Так, например, для стендов с тканями необходимо показать способность ткани драпироваться, подчеркивать форму объекта и спадать в направлениях, создающих модную линию в одежде. Тяжелые ткани следует показывать в мягко задрапированных естественных складках для выявления их текстуры. Шелка должны свободно спадать в кипы. Столовое белье надо расположить так, чтобы создать впечатление свежести, чистоты и порядка.
Пространственная форма характеризуется также цветом и светотенью. Но мы подробнее остановимся на этих свойствах формы в главе об использовании света в экспозиции.
Художнику-оформителю приходится исходить из определенной формы самой витрины, из соотношения и абсолютных значений ее трех измерений.
Витрину большого размера по фронту целесообразно разделить на секции надлежащих размеров, чтобы выделить группы экспонатов. Это молено сделать объемными декоративными рамами, установленными в пространстве витрины. В полученных секциях можно организовать показ определенных групп экспонатов, тип которых определяет выбор цвета фона для каждой группы.
Размер экспоната, геометрический вид его формы учитывают при определении массы экспозиции, количества планов показа. При помощи фона, создаваемого дополнительными экранами, можно регулировать глубину витрины и зрительное восприятие ее масштабов. Например, экран-задник позади небольшого объекта не дает ему «пропасть» в большой витрине. Экраны подчеркивают пространственное членение витрины на передний, средний и задний план. Изображения на задниках и экранах могут создавать иллюзию большой глубины, менять зрительное восприятие пропорций, направлять внимание зрителя на определенную точку экспозиции.
Промежутки, образуемые между группами экспонатов, так же важны, как и выставляемые предметы, - они помогают глазу, создавая зрительные «периоды отдыха». Особенно надо позаботиться о том, чтобы избежать перегрузки витрины.
Экспозиция должна иметь композиционный центр, выбранный с учетом его связи с размером пространства стенда, характера экспоната и его цвета. Поддержку центра составят второстепенные дополняющие предметы. Общее очертание экспозиции должно составить одну главную форму или одну главную и ряд вспомогательных, постепенно разрастающихся по всему объему витрины или стенда.
Восприятие экспонатов в витрине начинается с поиска глазом центра композиции. Первые мгновения восприятия производят самое сильное впечатление, поэтому важное значение имеет правильный выбор этого центра. Это и определяет первый, решающий импульс.
Центр композиции должен лежать в плоскости горизонта зрителя (150-165 см от уровня пола). Главная форма не должна выходить за пределы угла зрения наблюдателя (от 28 до 37 °).
Зрительный эффект, вызываемый изменением положения глаза, очень часто используют в целях рекламы. На витрине может быть искусственно увеличена поверхность потолка путем наклона его элементов. Это производит впечатление приближения линии горизонта к полу, а в результате верхняя часть витрины становится доминирующей. Такое решение целесообразно для показа экспонатов в верхней части витрины, например при показе висячих светильников.
Всегда необходимо сохранять равновесие между экспонатами и витринным оборудованием. Окружение не должно затмевать экспонат. Показ должен включать ряд декоративных пятен, фокусирующих на себе внимание зрителя. Одно такое пятно должно быть для каждой важной темы или секции стенда.
Нечетное число объектов в композиции воспринимается острее и больше действует на ощущение, чем четное число. Опытный декоратор поставит на стенде не четыре крупных экспоната, а три или пять. Эта же закономерность учитывается и в использовании площади и пространства витрины и интерьера павильона. Центр композиции не должен делить их на равные части. Асимметричные композиции активнее действуют на зрителя, чем симметричные. Первые динамичны, вторые спокойны, статичны. Квадрат, круг, куб, шар меньше концентрируют на себе внимание, чем параллелограмм, эллипс, параллелепипед, конус, треугольник, поскольку первые не обладают содержащимися во вторых контрастами своих измерений.
Горизонтальные линии, как правило, ассоциируются с покоем и отдыхом. Вертикальные линии вызывают ассоциации движения, перемещения в пространстве. Больше шансов привлечения внимания имеют предметы новые, неожиданные, незнакомые. Верхняя часть композиции более привлекает внимание, чем нижняя, левая - сильнее, чем правая. Эти данные рекомендуется учитывать при оформлении экспозиции.
Зрительное восприятие движущегося предмета значительно активнее, чем предмета неподвижного. Это учитывается в организации витринной экспозиции. Движущиеся модели, игрушки, манекены сразу привлекают к себе внимание. Даже простые формы движения достигают этой цели, например непрерывно вращающиеся манекены, бегущий свет, текст, импульсные вспышки, движущиеся трансмиссии. Иногда прибегают к более сложным, программированным движениям.
Лекционный материал.