Выделение этих тем из всех проблем, связанных с выставкой, носит в какой-то степени искусственный характер. Информационные и рекламные функции составляют неотъемлемую часть любого компонента выставки. Этот аспект присущ и экспозиции товаров, и архитектуре, и коммуникациям, и различного рода развлечениям и спектаклям, поскольку все они создают определенное настроение, обращают внимание посетителей на конкретные вещи. Поэтому вышеуказанное выделение нужно рассматривать лишь как метод, дающий возможность яснее показать используемые средства.
На выставках и ярмарках, где демонстрируется широкая гамма предметного мира, отражающая достижения в области науки, техники и культуры, а также успехи в социальном развитии, устроители экспозиций стараются раскрыть средствами информации и рекламы возможности обеспечения запросов разных потребителей. Выставки и ярмарки являются местом рождения новых форм рекламы, информации и пропаганды. Аудиовизуальные коммуникации активно воздействуют на психологию посетителей, создавая необходимое общественное отношение к предмету.
Успеху советских экспозиций на ряде международных выставок и ярмарок за последние годы в немалой степени содействовало искусство художников-проектантов и художников, работающих в области рекламы.
В докладе на XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев, касаясь развития внешнеэкономических связей, сказал, что во внешнеэкономических связях переплетаются воедино политика и экономика, дипломатия, коммерция, промышленное производство и торговля. Следовательно, и подход к ним, управление ими, должны быть комплексными, увязывающими в единый узел усилия всех ведомств, наши политические и хозяйственные интересы.
С позиций поставленных съездом задач широкого комплексного решения вопросов внешнеэкономических связей достигнутый сегодня уровень качественного решения наших экспозиций становится уже недостаточным. Критерий их оценки с точки зрения эффективности и качества должен быть пересмотрен.
Эффективность выставки - это прежде всего качественное решение всех основных компонентов ее предметно-пространственной среды: политических, коммерческих, пропагандистских; хорошо продуманные формы показа главных экспонатов и их реклама, а также условия обслуживания посетителей.
А. Н. Косыгин на XXIII съезде КПСС, отмечая высокий технический уровень оборудования, производимого многими машиностроительными заводами страны, обратил внимание на то. что эта первоклассная продукция, результат творческой мысли и мастерства наших замечательных инженеров и рабочих, подчас еще не выходит на внешний рынок лишь потому, что не уделяется должного внимания ее отделке, оформлению технической документации, обеспечению обслуживания и рекламе.
Экспозиция не будет качественной и эффективной, если красочность оформления станет самоцелью, если экспонаты не отвечают требованиям промышленной эстетики, если их показ и реклама не увязаны с общей средой выставки.
Современная выставка (или ярмарка) является той предметной средой, в которой выявляются особенности социальной системы страны-экспонента и уровень ее научно-технической культуры.
Основным элементом экспозиции является экспонат, через обозрение которого выявляется научно-технический и моральный потенциал его создателей. Выставка показывает вещи в определенной системе и их взаимоотношении с человеком. Вещь обретает громкий голос, которым она говорит о достижениях человеческого разума.
В нынешних условиях острой идеологической борьбы все элементы экспозиции имеют идеологический акцент, выявляют свою социальную сущность, поэтому нельзя отрывать тематическое содержание от экспонатов, усматривать идеологию только в тематике. Идеологическую нагрузку несут и средства экспозиции, и реклама.
Сегодня искусство проникает во все сферы общественной и производственной жизни. Искусство, наука, техника взаимодействуют, рождая новые области применения творческих сил человека. На стыке искусства и техники возникла и ныне действует промышленная эстетика (дизайн). Родился и рекламно-графический дизайн.
С каждым днем художественно-конструкторская мысль все глубже проникает в различные области производства, жизни и быта людей. Но сфера воздействия дизайна - это не только приятная для глаза окраска стен, не только поиск современных пластических форм и разработка различных рисунков шрифтов. Сегодня он вышел за рамки отдельных проектных разработок. Дизайн предлагает новую форму машины не отвлеченно, он «думает» и о психологии человека, управляющего машиной, и о максимальном удобстве для его работы, он активизирует промышленную графику и язык рекламы.
Большую роль в повышении эффективности экспозиции и рекламы играет введенный с июля 1975 г. Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР ГОСТ 20519-75Э на экспонаты для ярмарок и выставок. Этот важный документ открывает широкие перспективы для тех, кто занимается подготовкой выставок.
Пункт 1.2 основных положений этого ГОСТа гласит: «Экспонаты (машины, оборудование и приборы, осваиваемые производством, макеты, модели, диорамы, схемы) должны изготовляться для ярмарок и выставок по чертежам и техническим документам, разработанным на основе эскизного проекта, согласованного с организациями, выдавшими заказ-наряд на экспонат».
Без глубокого понимания всех особенностей экспоната, без творческого контакта художника-проектанта со специалистами рекламы и инженерами эффективную, качественную экспозицию сделать невозможно. Художник один не в состоянии создать полноценную выставочную среду даже тогда, когда сознательно к этому стремится.
Пункт 1.6 цитированного выше ГОСТа касается непосредственно внешнего оформления экспонатов. Недостаточно высокий уровень дизайна наших экспонатов наносит ущерб экспозиции в целом.
Пункты 1.9 и 2.4 ориентируют на использование динамических форм показа и ставят соответствующие задачи перед поставщиками экспонатов.
В современных условиях научно-технической революции как в нашей стране, так и за ее рубежами все больше внимания уделяется научному и экономически обоснованному подходу к производству товаров, методам их продвижения от производителя к потребителю, т. е. кругу вопросов экономической деятельности, именуемой маркетингом.
Реклама является составной частью маркетинга и представляет собой печатное, звуковое или визуальное информирование аудитории о товаре или предлагающей его организации с целью создания благоприятного общественного мнения о товаре и фирме, расширения круга покупателей. Распространяя информацию о товаре, реклама облегчает покупателю его выбор. Реклама выявляет главные достоинства товара, его отличительные свойства, находит наглядные критерии его качества. Таким образом, маркетинг становится средством стимулирования борьбы за качество продукции, за эффективность производства.
Современные выставки и ярмарки становятся мощным универсальным инструментом маркетинга. Им присущи такие его черты, как предварительное исследование рынка, определение целевых групп рекламного воздействия и степени их охвата, изучение их отношения к предлагаемым образцам, различные формы предложения товаров и услуг, коммерческая реклама, изучение общественного мнения.
Ярмарки и выставки являются наиболее популярным и широко используемым средством рекламы - носителем рекламного лозунга и текста. Реклама - это один из видов идеологической борьбы, один из способов утверждения преимуществ социалистического образа жизни над капиталистическим. В экспозиции должна быть четко выражена ее рекламная идея, как важная часть тематико-экспозиционного плана.
Для повышения эффективности экспозиций необходимо, чтобы подготовкой их содержания руководил специалист, обладающий знанием законов рекламы и техники экспонирования. Подготовка экспозиции в странах социалистического лагеря возложена в основном на рекламные организации, где группа профессионалов в составе руководителя творческой бригады - специалиста по рекламе, сценариста, художника-проектанта, художника-декоратора, режиссера по техническим аудиовизуальным средствам показа и инженера- электрика - в коллективном творчестве создают проект художественного оформления экспозиции.
Реклама на выставке или ярмарке конкретна (показ товара в натуре, иногда даже в действии), активна (привлечение внимания лозунгами, текстами, графикой, цветовыми, световыми и музыкальными эффектами), актуальна (показ новейших изделий).
Реклама должна быть направлена не на публику вообще, а на целевые группы рекламного воздействия, т. е. на определенные группы лиц, принимающих решение о закупке товара.
Рекламная информация составляется с учетом психологии лиц, входящих в целевые группы рекламного воздействия. Состав этих групп в странах с различным политическим и экономическим строем различен. Состав групп рекламного воздействия определяется и характером рекламируемого товара. Маркетинг товаров широкого потребления и соответствующие ему формы рекламы в основном нацелены на создание потребительских запросов и на выработку у потребителя желаемого отношения к определенным маркам товара. Главенствующая роль в этом принадлежит рекламе через средства массовой информации.
Маркетинг машин и оборудования - процесс скорее логический, в ходе которого потребителя убеждают, что приобретение предлагаемого товара позволит ему производить свой собственный товар быстрее, рациональнее и рентабельнее.
Реклама отдельных групп товаров строится вокруг основной рекламной идеи, отражающей образ фирмы и главные для потребителя качества товара. Рекламная идея выражается в кратком лозунге, иллюстрации или их комбинации. Такой лозунг может охватывать или всю товарную группу, или отдельные модели товара и может выражать утверждение, восклицание, вопрос. Удачный лозунг приживается, становится привычным, подобно пословице, вызывает определенную ассоциацию. Бессмертное «Нигде кроме, как в «Моссельпроме»!» В. Маяковского - пример такого удачного рекламного лозунга, характеризующего качество торговой фирмы.
Реклама товаров одной фирмы характеризуется единством стиля, который определяется единством художественных и текстовых приемов, создающих единый характер подачи материала во всех рекламных разработках, а с другой стороны, многократным повторением таких постоянных элементов художественного оформления, как товарный знак, фирменная марка, рекламный лозунг, цвет, шрифт, плакат, манера художественного оформления.
Единый рекламный стиль не означает однообразия, шаблонности и ограничения фантазии авторов рекламы.
Большую роль в рекламе на выставке играет цвет. Он привлекает внимание, помогает выделить главное, усиливает декоративность рекламы, подчеркивает ее основную мысль. Цвет в рекламе воздействует на эмоции, помогая формированию у зрителя положительного отношения к товару и фирме. Словесно-логическая, зрительная, механическая память значительно расширяется, если она сочетается с памятью эмоциональной.
Цвет в рекламе используют для характеристики и узнаваемости товаров, для визуальной ориентации, выделения наиболее важных деталей, как символ, вызывающий определенные ассоциации и эмоции.
Значительное место в арсенале рекламных средств занимают рекламные издания: проспекты, каталоги, листовки, плакаты. Эти издания информируют посетителя о выставленных товарах и преследуют также престижные цели, укрепляя авторитет фирмы.
Проспект - это рекламное издание, подробно информирующее о каком-либо товаре. Он содержит его описание, большое количество иллюстраций, графиков, таблиц и других данных, характеризующих товар.
Издание, содержащее систематизированный перечень большого числа экспонатов, называют каталогом. Приводимый в каталоге ассортимент товаров дает представление об экспортной или производственной программе фирмы. В каталоге дается сжатая характеристика каждого экспоната и его цветное или черно-белое изображение.
В оформлении рекламных изданий находят отражение единство рекламного стиля и основная рекламная идея.
При оформлении экспозиции на открытых площадках часто прибегают к рекламному плакату. Образная лаконичность плаката требует продуманной композиции, смысловой нагрузки каждого компонента оформления.
Важным элементом текстового плаката является заголовок. Именно он должен побудить посетителя прочитать текст. Исследования установили, что текст читают в пять раз меньше людей, чем заголовок. Заголовок должен заинтересовать посетителя и вместе с тем лаконично передать основную мысль текста объявления.
Действенным средством привлечения внимания к рекламному плакату являются фотографии. Восприятие плаката начинается с фотографии. Если она привлекла внимание посетителя, он прочтет подпись, а может быть, и весь текст. В рекламном плакате фотография действует убедительнее, чем рисунок на ту же тему, потому что она документальна.
Цветные иллюстрации вдвое «активнее» черно-белых. Загроможденные деталями иллюстрации, фотографии массовых сцен воспринимаются хуже, чем те, на которых изображены один или два человека. Иллюстрация должна образно рассказать о главных особенностях товара.
Важным фактором рекламной графики стал рисунок шрифта. Основным требованием к формам буквописания является современность. Бывают, правда, случаи сознательного использования архаичных шрифтов для подчеркивания вековых традиций фирмы и товара, но и тогда начертания букв несколько модернизируются, чтобы их чтение не вызывало затруднений. В современной рекламе форма букв имеет огромное значение. Шрифты призваны содействовать привлечению внимания посетителя и становятся одним из важных элементов художественного оформления. Непременным признаком убедительной рекламы является оригинальность ее шрифта, его выразительность и привлекательность.
Простота и экономичность графических средств являются условием положительного восприятия рекламной информации. В каждом рекламном средстве многое зависит и от компоновки в них ударных элементов пластического выражения.
Современная международная рекламная практика предъявляет высокие требования к подготовке рекламных изданий с точки зрения их текстового содержания, художественного оформления и полиграфического исполнения. От того, насколько удачно и убедительно раскрыты основные качества рекламируемого товара, от продуманной логической взаимосвязи иллюстративного материала с текстом в сочетании с хорошим полиграфическим воспроизведением во многом зависит вопрос эффективности рекламного издания. Эта эффективность снижается, если рекламные издания выпускаются без учета их целенаправленности, без выделения в текстовой части основного содержания рекламируемого экспоната и его особенностей. Рекламные издания и стенды должны включать самые последние сведения об экспонате и создаваться в сжатые сроки.
Выставка является специфической формой соединения средств пропаганды, массовой информации и рекламы. Помимо основных видов техники массовой передачи информации (прессы, радио, телевидения, кино) для рекламы экспозиции в информационных целях используют и другие средства - утилитарную графику, фотографию, картины, монументальную живопись и скульптуру. Мобилизуются также и различные формы спортивных зрелищ, представлений с участием актеров (шоу, ревю, показ мод и т. п.), которые наряду с элементами искусства несут в себе значительный рекламный или пропагандистский заряд. Наконец, конференции, съезды, лекции и выступления, связанные с выставкой, дают возможность непосредственного формирования общественного мнения.
От проектанта зависит выбор средств для раскрытия видимых и скрытых преимуществ экспонатов. Здесь нужна дозировка беспристрастного показа, декоративных элементов, аргументации текстами и наглядности, которая выявляет талант проектанта. Восприимчивость посетителя ограничена. Проектировщик должен исходить из средних физических и моральных возможностей тех, к кому он обращается. Опыт устанавливает объем информации, который может в среднем усвоить посетитель.
Цели рекламы должны соответствовать восприимчивости посетителя, а число предложений должно ограничиваться разумными пределами. Хорошо сделанный выставочный стенд или стенд для продажи должен позволить посетителю составить ясное представление о выставленной продукции, обнаружить важные детали. Чем проще и разнообразнее те ассоциации и суждения, которые вызывает выставка, тем лучше запоминается передаваемая информация.
Впечатления, полученные от ознакомления со стендом, порождают вопросы и желание сделать заказ. Эти основные принципы рекламы достаточно редко применяют при оформлении выставочных стендов. Как правило, там главенствуют престижные интересы. Роль проектанта заключается в нахождении удачного промежуточного решения, оживления показа при помощи графических и рекламных элементов. Хотя формально торговая реклама запрещена на выставках и на них не увидишь и не услышишь прямых призывов приобретать тот или иной товар, но по самой своей сущности выставка является рекламой конкретного товара, предприятия, фирмы, страны, социального строя. Как явление социальное, реклама строится на законах социологии с учетом данных и других наук, а также технических достижений. Реклама стала формой общения с посетителем выставки, своеобразным диалогом, в котором посетитель отвечает на информацию степенью проявленного интереса, готовностью реагировать на полученные сведения. Свой разговор с посетителем реклама ведет, апеллируя к различным его чувствам, используя его вкусы. Интересно выполненная торговая марка или эмблема - это реклама. Увлекательное путешествие в мир научных открытий или технических достижений - тоже реклама. Рекламным целям служат световые, звуковые эффекты, импозантность служебных помещений - оффисов. Дидактика научных экспозиций в конечном итоге тоже служит рекламным целям.
Реклама - живое, развивающееся искусство, имеющее большое народнохозяйственное значение, базирующееся на последних достижениях многих наук и техники. Формы и средства рекламы; их современность - показатель технико-экономического и эстетического уровня экспонента. Современность является едва ли не основным критерием рекламы, которая должна выражать все то, что отвечает представлениям о новизне и прогрессе, а также то, что соответствует основным направлениям моды. Обращение к устарелым методам рекламы наносит ущерб ее целям и престижу экспонента. Этим определяется внимание к обобщению и изучению международного опыта рекламы, определению ее закономерностей, подведению под нее научно-технической базы, увязке ее с социально-политическими задачами.
В этих условиях значительно расширяется круг обязанностей и повышается ответственность руководителей рекламных отделов и всех работников, связанных с рекламной деятельностью на выставке. Жизнь предъявляет повышенные требования к уровню их культуры, широте политического кругозора, глубине профессиональных знаний, динамичности и оперативности творчества.
Можно даже говорить об определенных качествах характера, которые должен вырабатывать в себе руководитель рекламного дела. Чтобы защитить и утвердить роль рекламы на выставке, такой руководитель должен опираться на прочные профессиональные навыки и большой объем знаний.